В конце ноября состоялось первое заседание «Клуба CDO», организованного школой по обучению работе с данными Newprolab и позиционирующегося как сообщество профессионалов в области работы с данными, желающих развиваться в вертикальной карьере. В его рамках прошла панельная дискуссия «Роль CDO в организации», в которой приняли участие директора по данным «МегаФона», авиакомпании S7 и онлайн-кинотеатра ivi.
Позиция CDO в компаниях начала появляться два-три года назад. Она относительно новая, и четкого понимания ее сути на рынке пока зачастую нет, поэтому подобные дискуссии, особенно в рамках образовательных проектов, имеют важное просветительское значение.
По мнению присутствующих, роль CDO находятся на пересечении трех областей: инженера данных, исследователя данных, а также и бизнес-аналитика, понимающего, чего компания может достичь с помощью данных. Разумеется, эксперта со столь широкими знаниями найти сложно, поэтому приходится идти на компромиссы.
«Должность CDO в компании появилась при мне, и так получилось, что я сам писал свои должностные инструкции. Но мне не хватает бэкграунда data science, чтобы понимать детали создаваемых моделей», — отметил Никита Матвеев, CDO авиакомпании S7.
Леонид Черный, CDO «МегаФона», пришедший в компанию в марте нынешнего года, также до сих пор ничем похожим не занимался. «У меня проблема – я пришел из бизнеса, технических знаний маловато. И ‘идеального’ CDO пока не встречал, но надеюсь встретить», — признался он. По его мнению, именно бизнес-составляющая компетенций CDO является критически важной: нужно понимать, где находится ценность данных, иначе их сбор и обработка выглядит по меньшей мере странно.
Андрей Уваров: «Мало найти ‘боль’ бизнеса – важно попытаться ее оцифровать, причем желательно в деньгах» |
До сих пор в «МегаФоне» данные, по словам Черного, «были запрятаны глубоко в инфраструктуру»: за них отвечали сотрудники, не являющиеся директорами. Требовалось эту ситуацию изменить – всегда наступает момент, когда компания хочет вывести на новый уровень работу с данными. Через операторов связи проходит огромный объем данных, и рано или поздно они должны попытаться сократить отрыв от интернет-компаний в их использовании и наверстать упущенное.
«Я приходил к бизнес-руководителям знакомиться и после первых дежурных фраз спрашивал, чем могу помочь, после чего брал блокнот и записывал бизнес-боли людей», — рассказал Черный. Из таких записей можно создать вполне работоспособный план действий. Пусть он будет плохо укладываться в методику Data Governance, но зато это будет решение реальных проблем бизнеса.
Часто такие проекты оказываются далеко не быстрыми, но само начало движения в этом направлении – большой результат. Сейчас главным направлением работы команды Черного является система отчетности – отчеты различных подразделений до сих пор были недостаточно структурированы и практически не связаны.
«Мало найти ‘боль’ бизнеса – важно попытаться ее оцифровать, причем желательно в деньгах. Часто случается, что ‘болит’ сильно, но финансовый эффект проекта будет совсем невелик», — предупредил Андрей Уваров, CDO компании ivi.ru. Нужно создать «карту боли» организации с ожидаемыми эффектами, а также скоростью и стоимостью реализации проектов.
В идеале Data Governance должна быть неразрывно связана со стратегией компании. Она описывает, как работа с данными поможет компании попасть из текущего состояния в желаемое, и является инструментом достижения цели.
«Наверное, традиционные KPI, используемые в ИТ, вроде числа инцидентов – не то, что должно стимулировать работу CDO», — резюмировал Уваров. Должен быть как минимум еще один набор показателей, отражающий приносимую командой CDO ценность и удовлетворенность бизнеса поддержкой с его стороны. Как согласился Черный, любой человек уровня директора должен иметь среди показателей эффективности результаты компании. Вклад в них и должен стать его основным показателем работы.