По итогам отчета Центробанка о состоянии логистики на конец первого квартала рост объемов грузоперевозок автотранспортом вырос на 21% по сравнению с концом 2021 года. При этом доля железных дорог снизилась на 12%, равно как и доля морских и авиагрузов.
Автоперевозки лидируют не только в росте объемов, но и в страховании рисков. По данным цифровой платформы страхования Zunami, автоперевозки остаются лидирующим видом доставки доля этого вида от всех застрахованных перевозок была свыше 70%.
Тренд №1: Упрощение процессов
При усложненных перевозках в новой реальности сложно предугадать, когда и где могут возникнуть сбои и задержки. Поэтому одним из ключевых трендов можно назвать стремление к простоте взаимодействия, объединение контроля всех процессов и минимизацию усилий клиента по работе с логистическими процессами.
Решения, упрощающие логистические процессы, уже активно интегрируются в крупные торговые площадки. Например, сейчас маркетплейсы тестируют сервис добровольного страхования товаров и сроков для селлеров. Такой сервис работает без бумажного документооборота и подключается через личный кабинет продавца. При этом большая часть документов формируется автоматически, что значительно упрощает работу со страховыми продуктами.
Тренд №2: Повышенное внимание к рискам
Ввиду удлинения и усложнения маршрутов, грузовладельцы и перевозчики начинают обращать большее внимание на страхование рисков – ведь в таких условиях срыв сроков или повреждение груза могут обернуться серьезными потерями для бизнеса. Дополнительно могут возникнуть перебои в инфраструктуре и неполадки из-за недостатка опыта у участников.
Именно поэтому страхование теперь воспринимается не как формальность, а как инструмент управления рисками и защиты бизнеса. При этом клиенты ожидают, что страховка будет работать быстро и предсказуемо — от оформления до урегулирования убытков.
Конечно, культура внимания к рискам и защите бизнеса все еще развивается. Например, в малом и среднем бизнесе все еще есть некая доля скепсиса к подобным решениям — это естественно для сегмента, где страхование логистических и финансовых рисков ранее было прерогативой исключительно крупных игроков. Для малого и среднего бизнеса это новая практика. Но как только появилась возможность «попробовать» страхование на понятных условиях и с автоматизированным подключением, отношение начало меняться.
Тренд №3: Электронная торговля – двигатель сферы
На рынке отмечают, что основным драйвером для отрасли остается электронная торговля. С начала года объем поставок на склады сохранился с IV квартала 2024 года, а сами склады становятся все более адаптивными для товаров продавцов.
Как отмечают эксперты, маркетплейсы сами заинтересованы в том, чтобы улучшить доставку, так как это поможет и им увеличить прибыль. При этом сегодня селлерам удобно работать в синергии с площадкой в плане логистики: например, доставка будет быстрее, если товар хранится именно на складе маркетплейса, а не на складе продавца, поэтому большинство предпочитает передавать товар именно туда. К тому же система позволяет распределить товар по складам в разной степени удаленности от центра страны, что позволяет также быстро доставить товар в разные точки.
Тренд №4: Цифровые инструменты как норма выживаемости
Современная грузовая логистика перестала быть просто перевозкой, а стала сложным и высокотехнологичным процессом. По прогнозам НИУ ВШЭ, спрос логистики на цифровые решения будет увеличиваться более чем на 20% в год. Самыми востребованными инструментами станут искусственный интеллект и блокчейн, а также технологии автоматизации бизнес-процессов и управления сложными объектами.
По оценкам Mordor Intelligence, уже в этом году объем рынка автоматизации в логистике достигнет 82,7 млрд долл., а к 2030 вырастет более чем на 60% и превысит 132,6 млрд долл. Среди всех направлений аналитики выделили интернет вещей, создание цифровых двойников и использование облачных сетей. Иностранные исследователи подтверждают отечественные прогнозы: наибольшее влияние на логистику окажут искусственный интеллект и блокчейн.
Тренд №5: Продолжается отказ от бумажных документов
Обязательные требования к переходу на ЭДО и усложнение процессов привели к тому, что обмен данными и документами у большей части компаний теперь происходит электронно. Zunami продолжает интеграцию цифровых решений, упрощающих обмен документами: сегодня через платформу проходит более 200 транзакций в секунду, а также к работе подключены уже 12 ведущих страховых компаний по всей России.