Вестник цифровой трансформации

KPMG: на GenAI готовы тратить миллионы долларов, но сомневаются в эффектах
KPMG: на GenAI готовы тратить миллионы долларов, но сомневаются в эффектах




14:31 29.01.2025  |  186 просмотров



Предприятия готовы потратить на генеративный ИИ до 250 млн долл., но оценить рентабельность инвестиций по-прежнему проблематично.

Опрос KPMG показал, что резкий рост корпоративных инвестиций в генеративный ИИ может изменить существующие бизнес-операции: 68% компаний планируют выделить на эти цели в течение года от 50 до 250 млн долл. Предприятия фактически удваивают инвестиции в ИИ. Наблюдается рост интереса к ИИ-агентам, и более половины организаций изучают возможность их использования. При этом в условиях растущего спроса на демонстрацию рентабельности инвестиций крайне важно правильно представлять историю создания ценностей.

Несмотря на значительные инвестиции в генеративный ИИ, представители лишь 31% организаций рассчитывают оценить в ближайшие шесть месяцев их окупаемость. Главным препятствием остается качество данных, об этом упомянули 85% опрошенных. Ситуация усугубляется проблемами конфиденциальности и безопасности (71%), а также сложностью адаптации сотрудников (46%). Динамичный характер ИИ требует новых способов измерения ценности, выходящих за рамки обычного бизнес-анализа. Показатели эффективности должны быть строго согласованы со стратегией бизнеса и учитывать потери от отсутствия инвестиций.

В отчете KPMG отмечается, что ключевыми факторами внедрения искусственного интеллекта в масштабах предприятия становятся ИИ-агенты – автономные инструменты, способные выполнять стоящие перед ними задачи и адаптироваться в режиме реального времени. В настоящее время организации активно изучают потенциал оптимизации административных задач (60%), обслуживания клиентов (54%) и создания бизнес-контента (53%). Но на сегодняшний день внедрением таких инструментов могут похвастаться только 12% предприятий.

В 2025 году основное внимание будет уделяться эффективному масштабированию решений агентного ИИ при сохранении контроля, необходимого для укрепления доверия и сотрудничества между человеком и искусственным интеллектом.

Руководство высшего звена, похоже, берет инициативу в свои руки. Доля представителей этой категории, активно использующих инструменты ИИ, достигла 71%, чего нельзя сказать о менеджерах среднего звена (26%) и рядовых сотрудниках (15%). Эксперты полагают, что это несоответствие может помешать масштабированию: важнейшим фактором остается неготовность сотрудников. Повышение уровня их квалификации и плавная интеграция ИИ в рабочие процессы будет способствовать дальнейшему внедрению и повышению отдачи от инвестиций. Несмотря на имеющиеся трудности, в целом организации настроены оптимистично. Более 80% планируют интегрировать инструменты генеративного ИИ в рамках официальных программ повышения эффективности, стремясь сделать эти технологии неотъемлемой частью рабочих процессов сотрудников и снизить барьеры для их использования.

Руководители высшего звена, естественно, лучше оценивают потенциал генеративного ИИ для решения бизнес-задач, повышения производительности труда и обеспечения стратегического преимущества своим организациям. Это объясняет разницу в уровнях доверия между рядовыми сотрудниками и руководителями.

В отчете KPMG отмечается, что впервые с начала 2024 года ведущим показателем эффективности инвестиций в ИИ стала производительность (79%), а не рентабельность. Рентабельность, увеличившись за 2024 год с 35% до 73%, переместилась на второе место. В отчете указывается, что 54% организаций используют инструменты повышения производительности генеративного ИИ не реже одного раза в неделю. Еще 24% не реже одного раза в неделю обращаются к генеративному ИИ, встроенному в рабочие процессы.

Такой сдвиг подчеркивает нацеленность предприятий на использование ИИ для повышения операционной эффективности в условиях макроэкономического давления. По данным KPMG, 88% руководителей отводят внешним факторам определяющую роль в формировании стратегии ИИ и подчеркивают важность измеримых результатов.

Важнейшее значение для дальнейшего масштабирования ИИ-инициатив имеют качественные данные, надежность управления и стратегический контроль. При выборе поставщиков предпочтение отдается масштабируемости (66%) и технологическому опыту (61%), что свидетельствует о спросе на корпоративные решения, соответствующие поставленным бизнес-целям. По мере ускорения внедрения искусственного интеллекта предприятия подходят к поворотному моменту: использовать потенциал ИИ для трансформации бизнеса или столкнуться с риском отставания в быстро развивающейся цифровой экономике. В 2025 году от генеративного ИИ все ждут перехода от амбиций к реальным преобразованиям.

Теги: Искусственный интеллект KPMG ИТ-рынок Генеративный ИИ

На ту же тему: