Главный тренд – поступательное увеличение доли российских ERP-решений. Как уверены в «Эдит Про», в ближайшей перспективе основную часть ERP-«пирога» освоит «1С». За оставшуюся долю развернется борьба между отраслевыми и нишевыми решениями других российских вендоров.
Ранее специалисты «Эдит Про» прогнозировали, что доля «1С» на отечественном рынке ERP достигнет 70-75% в ближайшие 1,5-2 года. Для вендора это будет сложной и комплексной задачей: на развитие необходимой экспертизы и софтверной базы потребуется время.
В этот момент другие отечественные разработчики имеют шансы предложить рынку свои программные продукты. Особенно успешны они могут быть в сегменте устойчивых СМБ-компаний, а также у крупного бизнеса с запросом на отраслевые или узконишевые продукты. Уже сейчас на российском рынке достаточно таких продуктов: это системы «Галактика», «Космос», «Турбо ERP» и Global ERP. Две последние платформы исторически имеют свой профиль заказчиков: преимущественно в финансовом секторе и судостроении. При этом у всех систем есть потенциал к расширению ниши на рынке.
Также существуют разработки программных продуктов, которые способны заместить иностранные системы управления предприятием в части определенного функционала. Яркий пример – аналитические платформы «Форсайт» (ранее Prognoz) и Optimacros. Как подчеркивают в «Эдит Про», они не уступают ставшим стандартом Oracle Hyperion, SAP BI и IBM Cognos. Поскольку цифровизация российской экономики продолжается и данных становится все больше, спрос на аналитические платформы будет расти, особенно в таких отраслях, как финансы, энергетика и др. Стоит также упомянуть стремление системы «Гольфстрим» от АСКОН побороться за нишу цифрового планирования производства.
Чтобы конкурировать с «1С», другим отечественным вендорам потребуется сочетание ряда факторов: прежде всего это инвестиции в инновационные инструменты, а также наличие якорных заказчиков, чья лояльность платформе будет оправдывать такие вложения экономически. Однако аналитики уверены, что шанс есть у всех, так как сейчас российское правительство реализует комплекс мер поддержки по переходу на отечественные программные продукты.
Важно, что «1С» реализует последовательную стратегию по развитию и расширению экосистемы. До начала трансформации рынка в 2022 году ее доля на ERP-рынке России достигала 40% (второе место после SAP с 45%). Фактически цель «1С» состоит в удвоении рыночной доли, а для этого компании требуется гораздо более мощная ресурсная база. Сейчас вендор абсорбирует экспертизу, которая высвободилась после ухода западных вендоров. В частности, компания приняла на работу консультантов по SAP и сформировала из их числа новое бизнес-подразделение «1С Перспектива». Его главная задача – помощь бизнесу в переходе с платформы SAP на «1С».