Вестник цифровой трансформации

У ретейла в приоритете непрерывность бизнеса
У ретейла в приоритете непрерывность бизнеса




11:02 30.11.2022  |  2826 просмотров



«Крок» провел исследование среди ретейлеров, по результатам которого аналитики определили основные тенденции и приоритеты развития ИТ в отрасли в 2022 году.

По мнению ретейлеров, сегодня основной приоритет рынка – обеспечение непрерывности ИТ и бизнеса в связи с дефицитом ресурсов (в том числе вычислительных мощностей) и вынужденной необходимостью перехода на альтернативные решения. Такая оценка подтверждает тот факт, что задача по поддержке технологической устойчивости стоит перед подавляющим большинством ИТ-подразделений торговых сетей.

Как подчеркивают аналитики, ретейл переживает глобальную трансформацию, связанную с теми макроизменениями, которые происходят в российской экономике. На сегодняшний день фокус ИТ-директоров сместился на обеспечение бесперебойного функционирования инфраструктуры, в том числе технологической составляющей. Это связано с тем, что многие процессы глубоко оцифрованы и выпадение даже одного компонента ИТ-инфраструктуры может оказать неблагоприятное воздействие на бизнес в целом.

Также исследование показало, что игроки рынка, опираясь на опыт прошлых кризисов, сейчас сосредоточены не столько на развитии новых ИТ-проектов, сколько на оптимизации текущих бизнес-процессов, и рассматривают применение цифровых технологий именно с точки зрения целесообразности затрат. Одними из главных ожиданий рынка от ИТ-компаний, которые обозначили ретейлеры в текущей ситуации, стали соотношение «цена-качество», опыт и экспертиза ИТ-специалистов, а также скорость реагирования команды ИТ-партнера.

Самые актуальные решения

По результатам исследования ИТ-директора выделили наиболее фокусные цифровые решения, которые помогают сегодня решать ключевые задачи бизнеса.

На первое место в 2022 году вышла автоматизация рутинных процессов – от документооборота до самих продаж. Развитие альтернативных методов оплаты товаров, сокращение времени обслуживания клиентов, управление логистикой, использование электронных чеков и накладных (особенно после взлета цен на бумагу) – все перечисленные тренды, в сторону которых смотрит современный ретейл, требуют применения цифровых технологий.

72% участников исследования отметили важность развития онлайн-коммуникаций с покупателями, так как такой подход позволяет получить дополнительные продажи и постоянных клиентов. Так, в целях оцифровки и оптимизации всех составляющих взаимодействия с покупателями, все больше ретейлеров разрабатывают мобильные приложения или используют электронную почту, СМС, чат-боты и соцсети в качестве каналов связи.

Барьеры для развития ИТ

По словам ретейлеров, основным фактором, который тормозит сегодня проекты по цифровизации, стало влияние внешних факторов. Неопределенность, нестабильная геополитическая и экономическая обстановка, уход западных вендоров приводят к увеличению сроков реализации ИТ-проектов. При этом горизонт планирования сузился от года до месяца. Необходимость замещения иностранных продуктов влечет за собой поиск альтернативных решений, однако игроки рынка отмечают недостаток стека отечественных продуктов, способных полностью удовлетворить требования и закрыть потребности бизнеса.

Безусловно, в моменте ретейл не спешит замещать текущие решения, так как большинство компаний закупили необходимые программные продукты, то есть вложили значительные ресурсы в текущую ИТ-инфраструктуру, и продолжают использовать функционирующие системы без вендорской техподдержки и обновлений. Срок эксплуатации таких ИТ-решений 5-10 лет, это позволяет ретейлерам надеяться, что ситуация за это время урегулируется, потому что миграция на отечественные решения будет непростой и продолжительной. Зависимость от западного оборудования в отрасли крайне высокая и достигает почти 100%. 75% опрошенных указывают на зависимость от зарубежных системных и инфраструктурных программных продуктов. Более 50% используют иностранные бизнес-приложения – в этой области зависимость от западных вендоров меньше ввиду широкого распространения отечественных CRM и СЭД. Однако очевидно, что процесса миграции не избежать, и с каждым годом количество замещенных решений в инфраструктуре российских компаний, в том числе в отрасли ретейла и FMCG, будет расти.

Второй по значимости фактор, в некоторой мере сдерживающий сейчас инициативы по цифровизации, – это кадровый дефицит. Участники исследования рассказали, что несмотря на большое количество ИТ-специалистов на рынке, чувствуется нехватка опытных и высококвалифицированных кадров. В первую очередь не хватает разработчиков Java и Python, мобильных разработчиков, менеджеров проектов, аналитиков и специалистов по информационной безопасности.

Для решения этой проблемы компании идут двумя путями: развивая собственную внутреннюю экспертизу или привлекая внешних подрядчиков на аутсорс, базируясь на экономической целесообразности и задачах по развитию компетенций. Наиболее зрелые предприятия используют гибридную схему, сочетая эти подходы и максимально используя преимущества моделей как взаимодополняющих инструментов.

Теги: Торговля, сфера услуг Крок

На ту же тему: