Вестник цифровой трансформации

Tele2 управляет маржинальностью
Tele2 управляет маржинальностью

Григорий Игумнов: «Главным достижением проекта является тот факт, что бизнес-подразделения компании теперь говорят на одном языке данных»


11:33 27.02.2021  |  Наталья Дубова | 7393 просмотров



Ведущий российский оператор связи сделал контроль и анализ маржинальности основой борьбы за операционную эффективность.

Маржинальность — важный показатель эффективности основной деятельности компании, демонстрирующий разницу между выручкой от реализации продукта и понесенными затратами на его производство. В компании Tele2 контроль и анализ маржинальности являются одними из ключевых процессов для повышения эффективности бизнеса. Оператор выстроил единую комплексную систему управления маржинальностью.

О создании такой экосистемы, ее преимуществах и роли данных в этом проекте рассказывает Григорий Игумнов, руководитель направления по управлению маржинальностью бизнес-операций и контролю операционных проектов компании Tele2, ставший номинантом на премию CDO Award 2021.

- Каковы предпосылки внедрения единого процесса и платформы управления маржинальностью?

Телекоммуникационная индустрия сменила вектор своего развития с экстенсивного на интенсивный. Если на заре становления индустрии операторы связи стремились прежде всего к тому, чтобы привлечь как можно больше абонентов и увеличить свою выручку за счет количества потребителей услуг связи, то сейчас рост абонентской базы сильно замедлился, поскольку рынок телекоммуникационных услуг уже поделен между основными операторами. Это заставляет компании смещать стратегический фокус с увеличения количества абонентов на повышение доходности предлагаемых тарифов и услуг.

Понимая это, акционеры Tele2 поставили задачу детально проанализировать микросегменты, чтобы повысить рентабельность. Микросегменты бизнеса оператора связи — это абонент, тарифный план, услуга, B2B-клиент, точка продаж, сайт (сетевой инфраструктурный объект), роуминг-партнер и др. Вклад каждого из таких микросегментов в маржу оценивается отдельно. Мы должны были обеспечить возможность определять эффективность на уровне каждого микросегмента, находить утечки маржи и на основе этих данных принимать управленческие решения по повышению эффективности.

Анализом маржинальности мы занимались и раньше, однако технологии не позволяли делать это регулярно и с такой глубокой гранулярностью. Зачастую приходилось ограничиваться анализом показателей по крупным сегментам бизнеса или филиалу в целом. Предельный уровень детализации в нашей индустрии — это абонентская транзакция. Зная, какую выручку компания получает за каждую абонентскую транзакцию, а также имея возможность правильно относить на нее полный перечень затрат, можно вычислить маржинальность, агрегируя ее до любого микросегмента. Именно это и необходимо было реализовать на новой платформе.

Перед началом проекта мы провели несколько пилотов с различными интеграторами, тестируя программные решения, способные сформировать маржинальность на уровне микросегментов. Это были как промышленные инструменты, так и «самописные» продукты, разработанные для задач операторов связи. В результате подтвердились наши выводы о том, что такую аналитику действительно необходимо внедрять и развивать, а выбор был сделан в пользу решения SAP Customer Profitability Analytics (CPA).

- Такой комплексный подход к оценке маржинальности и использование анализа в качестве ключевого инструмента повышения эффективности характерны для всей отрасли или это «ноу-хау» Теlе2?

В телеком-отрасли принято анализировать показатели маржинальности в разрезе микросегментов. Но далеко не все это делают на регулярной основе. Более того, далеко не у всех есть единая, согласованная со всеми бизнес-подразделениями методика расчета показателей маржинальности: какие затраты включать, какие драйверы использовать для их распределения. Не у всех есть регулярные процессы, регламентирующие, в какие сроки формируется отчетность, как и когда проводится проверка качества данных и т. д. Очень часто такой анализ ограничивается ad-hoc-отчетом внутри бизнес-подразделений.

Мы в Tele2 первыми на рынке СНГ внедрили промышленную платформу по управлению эффективностью бизнеса SAP CPA и выстроили на ее основе единые процессы по управлению показателями маржинальности бизнеса.

- Что собой представляет процесс управления маржинальностью? Как вы его формировали?

Первым этапом проекта было создание единой методологии расчета показателей маржинальности по микросегментам, помогали нам в этом консультанты из компании Deloitte. Если раньше у разных аналитиков в зависимости от разных задач подход к расчетам мог значимо меняться, то теперь мы постарались его унифицировать, согласовать со всеми бизнес-подразделениями и сформировать единую методику.

Вторая задача процесса — это отчетность, то есть ее регулярное формирование с поддержкой различных регламентных процедур, в том числе контроля качества данных. Из них самая важная — проверка данных на сходимость с финансовой отчетностью (раньше, когда специалисты из подразделений занимались аналитикой разрозненно, такая сверка не всегда была возможна). Кроме того, результатом нашего проекта стала возможность интегрировать расчеты маржи по микросегментам в различные источники данных и использовать для их анализа разнообразный инструментарий (начиная от sql-запросов к витринам данных в корпоративных хранилищах и заканчивая аналитикой и публикацией отчетов с помощью инструментов self-service BI).

Третья задача — это регламентация процесса. Мы должны были договориться с бизнес-функциями о том, какие показатели маржинальности находятся в зоне их ответственности, как и с какой периодичностью мы проводим их анализ, находим утечки, как их устраняем, когда проводим постанализ и пр.

Результаты проекта стали одним из стимулов формирования функции управления данными в компании и основополагающим фактором создания функции Margin Assurance.

- Кто вовлечен в работу с данными в процессе контроля маржинальности? Какие изменения в работе этих сотрудников произошли в результате внедрения единой платформы?

Во-первых, это пользователи в региональных филиалах и макрорегионах. В прошлом году мы запустили процессы по контролю маржинальности объектов сети и торговых точек. Теперь сотрудники «на местах» понимают до деталей, из чего складывается экономика их филиала и на чем стоит в первую очередь фокусироваться. Во-вторых, это люди в корпоративном центре, отвечающие за развитие сегментов бизнеса (продукты, клиенты, каналы продаж и многое другое).

Теперь все коммерческие подразделения компании вовлечены в анализ показателей маржинальности, которые находятся в зоне их ответственности. Аналитики имеют доступ к системе, сами выгружают нужные данные и анализируют их. При этом есть функция Margin Assurance, сотрудники которой отвечают за регламентацию и поддержку этого процесса. Мы сопровождаем, обучаем пользователей, обсуждаем с ними, что получается, а что нет, но сам анализ и работа с его результатами лежат на бизнес-подразделениях.

- Какие источники данных вы используете? Какие в проекте были сложности с точки зрения работы с данными?

Одним из самых сложных этапов в проекте стали интеграция множества разрозненных источников данных и приведение их к единому формату модели управления маржинальностью TM Forum в SAP CPA.

Источниками в первую очередь послужили данные различных биллингов (абонентские, межоператорские), формирующие доходную составляющую. Но чтобы правильно и корректно посчитать маржу, требовалось включить в расчет данные по затратам. Поэтому были также интегрированы системы по взаиморасчету с контрагентами (дилерами, контент-провайдерами и др.), системы управленческой и финансовой отчетности и, в частности, реализована прямая интеграция данных из ERP.

Задача усложнялась тем, что эти многочисленные источники данных различались по архитектуре и модели, у них были разные сроки формирования отчетности и гранулярность.

- Что определило выбор продукта SAP для платформы управления маржинальностью?

Выбору предшествовали долгое изучение рынка, проведение нескольких пилотных проектов, кропотливая работа наших архитекторов. SAP CPA оказался единственным «коробочным» решением, в котором была заложена вся необходимая аналитика для сравнения различных паттернов поведения микросегментов. Система позволяет в базе с десятками миллионов абонентов в два клика «провалиться» до конкретного клиента, услуги, тарифа, понять, какая у них экономика, как они ведут себя по сравнению с остальными, выявить тенденции (рост или падение), определить, какие потенциальные проблемы с ними связаны. И такой анализ можно проводить, используя 100 различных атрибутов, заложенных в модели.

- Что подразумевает контроль качества данных в управлении маржинальностью?

Интегрируя множество источников данных с разными моделями хранения и регламентами управления данными, мы не могли не столкнуться с большим количеством проблем, связанных с качеством данных. Но для нас это не стало «ахиллесовой пятой». Мы, как люди, имеющие отношение к финансовой функции, умеем проверять цифры, поэтому разработали целую систему контроля качества и процедуры сверки на каждом этапе формирования данных. А на финише цифры сверяются с регламентной финансовой отчетностью. Во время закрытия очередного отчетного периода запускаются специальные автоматические процедуры проверки. Сотрудники службы поддержки получают отчеты по качеству, и если что-то идет не так, об этом оповещает специальное «красное» уведомление — сигнал для принятия мер.

- Каковы масштабы проекта? Сколько времени он занял, сколько пользователей охвачено, какие объемы данных анализируются?

Проект длился около двух лет, у платформы сейчас сотни пользователей. На данный момент реализованы регулярный трендовый анализ и контроль утечек маржинальности по всем ключевым микросегментам, количество транзакций измеряется миллиардами в каждый отчетный месяц. Для справки: только абонентов у Tele2 на конец 2019 года было порядка 44,6 млн.

- Платформа создана. Можете привести примеры, когда контроль маржинальности повлек за собой конкретные решения, способствующие росту эффективности бизнеса?

Финансовая функция теперь регулярно проводит поиск провалов маржинальности по микросегментам, результаты которого разбираются совместно с бизнес-функциями. Итогом стало реформирование ряда проектов. Например, удержание абонентов, инвестирование в капиталоемкие проекты, оценка нагрузки на сеть, корректировка условий для партнеров — все это теперь анализируется с учетом данных маржинальности.

Один из примеров: с конца 2013 года всем абонентам сотовых компаний России доступна услуга MNP (mobile number portability) — переход от одного оператора к другому с сохранением номера. Оператор-донор заранее знает, какой абонент подал заявку и хочет от него уйти, поэтому, как правило, предпринимает ряд мер по его удержанию. Теперь, зная маржу с детализацией до конкретного абонента, мы понимаем, что можем предложить абоненту, чтобы это, с одной стороны, было ему выгодно, а с другой — не оказало негативного эффекта на финансовый результат компании.

- Каков вклад проекта в трансформацию компании в сторону data-driven?

В результате создания единой экосистемы управления маржинальностью бизнес-операций стала совершенно прозрачной и понятной экономика каждого микросегмента.

Топ-менеджмент Tele2 получает не только отчетность по маржинальности, но и аналитические выводы, сделанные на основе таких данных, и это становится основой для data-driven-решений. Трансформация бизнес-аналитики позволила формировать отчет с едиными управленческими показателями, который обсуждается на еженедельном собрании нашей управляющей команды. На основе этих данных оцениваются операционные результаты и закладывается основа для будущих стратегических решений.

Руководители высшего звена получают ежемесячные рассылки с данными по маржинальности. В этих рассылках представлены как регулярные выводы, так и выводы, основанные на новых бизнес-инсайтах. Каждая такая рассылка позволяет не только оценивать текущее положение дел по результатам закрытого месяца, но и формировать план действий для дальнейшего повышения рентабельности бизнеса.

- Вы упомянули, что проект был одним из факторов создания функции управления данными в компании. А какое место сейчас занимает управление маржинальностью в стратегии Tele2 в области данных?

Да, действительно, невозможно консолидировать источники с миллиардами транзакций и обойти стороной вопрос управления данными.

Сейчас функция Margin Assurance выступает своеобразным полигоном для тестирования практик стратегии управления данными. Так было с формированием процедур по контролю качества данных. Так это происходит с проектом под названием «Школа аналитики», в котором мы участвуем совместно с функцией управления данными. Сотрудники нашего подразделения смогли трансформироваться из рядовых финансовых аналитиков (с базовыми знаниями таблиц excel, систем бюджетирования, ERP и т. д.) в специалистов, способных самостоятельно анализировать большие массивы данных, в том числе с помощью написания процедур и скриптов для выгрузки данных из корпоративных хранилищ, работать с self-service-инструментами и формировать BI-отчетность для сотрудников компании.

- Каковы планы по развитию платформы?

Сейчас мы развиваем внедренный функционал — в частности, запустили ряд процессов по углублению срезов маржинальности. Создаются отчеты с данными по маржинальности для отдельных направлений и сегментов бизнеса. В результате улучшается анализ тех направлений деятельности компании, где раньше применялись подходы с крайне приблизительными оценками.

Кроме того, мы находимся в постоянном контакте с командой разработки продукта CPA в офисе SAP в Германии, сообщаем им о выявленных проблемах, предлагаем новые функции, необходимые телеком-бизнесу. И мы друг друга очень хорошо слышим.

- Что для вас было самым интересным в проекте?

Во-первых, знакомство с новыми людьми, большими профессионалами как в ИТ-сфере (мы работали с несколькими подрядчиками), так и в бизнес-подразделениях Tele2.

Во-вторых, в компании, и особенно в финансовой функции, мы с большим вниманием и трепетом подходим к анализу данных, обнаружению узких мест, которые требуют совершенствования. До реализации проекта существующая отчетность давала возможность выявлять основные бизнес-инсайты, при этом не всегда хватало данных для более глубокой аналитики. Поэтому мы очень ждали первых результатов — отчетности по дилерам, точкам продаж, сайтам, тарифам и т. д., чтобы внимательно ее изучить, открыть для себя новые инсайты и с их помощью вместе с бизнесом улучшать процессы. Я очень рад, что наш проект помогает компании повышать свои результаты и становиться более эффективной.

- Какие итоги проекта вы считаете ключевыми?

Я считаю, что главным достижением проекта является тот факт, что бизнес-подразделения компании теперь говорят на одном языке данных, одинаково считают и оценивают рентабельность микросегментов в своих зонах ответственности. Мы научились лучше слышать и понимать друг друга, что в конечном итоге делает нашу компанию более конкурентоспособной и более привлекательной для наших клиентов.

 

Теги: t2 CDO Award