Аналитики Gartner считают, что искусственный интеллект в ближайшие несколько лет получит широкое распространение в офисных средах, а компании начнут инвестировать в инициативы, связанные с цифровыми рабочими местами. Тенденция эта будет набирать обороты по мере того, как активируемые голосом персональные помощники, уже завоевавшие популярность в домашней среде, начнут перемещаться в офисы.
«К 2025 году технология эта определенно станет мейнстримом, хотя сегодня в силу проблем безопасности и конфиденциальности получает лишь весьма ограниченное распространение», – указал вице-президент Gartner Мэтью Кейн, выступая на недавнем саммите Digital Workplace Summit.
Согласно прогнозам Gartner, расходы компаний и индивидуальных потребителей на умные колонки в 2021 году превысят 3,5 млрд долл. В ближайшие два года четверть цифровых работников будут использовать помощников с искусственным интеллектом на ежедневной основе. Ряд компаний уже внедрили у себя соответствующую технологию (впрочем, специалирующаяся на услугах коворкинга компания WeWork, по сообщениям, приняла решение отложить внедрение Alexa в собственную бизнес-среду).
«Думаю, единственной загадкой является то, почему этот процесс так затянулся, – отметил Кейн. – Все уже успели прочувствовать ценность персональных помощников в личной жизни – речь идет об Alexa, Siri и Google Assistant. Рано или поздно к ним присоединится и Microsoft с Cortana. Но мы ждем персональных помощников на рабочем месте – отложенный спрос здесь поистине огромен».
Компании, рассматривающие возможность внедрения этой технологии, он призвал накапливать опыт развертывания, управления и обеспечения безопасности цифровых помощников уже сейчас.
Новый босс ничем не отличается от прежнего?
В Gartner ожидают, что инструменты искусственного интеллекта помогут менеджерам принимать лучшие решения. «Боссы-роботы получат повсеместное распространение к 2025 году, – считает Кейн. – При этом не обязательно все должны подчиняться алгоритмам, так что можете вздохнуть свободнее».
Искусственный интеллект поможет выполнять рутинные операции, с которыми приходится сталкиваться менеджерам.
«Посмотрите, что делают менеджеры каждый день: составляют расписание, формируют задания, оценивают эффективность, содействуют карьерному росту, помогают в профессиональной переподготовке, утверждают предлагаемые инициативы, выстраивают информацию и следят за выполнением директив, – пояснил Кейн. – Многое из перечисленного способен проделывать искусственный интеллект. Вашего менеджера алгоритм не заменит, но искусственный интеллект будет использоваться для улучшения и повышения эффективности рутинной работы. Думаю, мы идем к сочетанию всего перечисленного».
Объемы искусственного интеллекта на рабочем месте будут расти по мере дальнейшего распространения технологий интеллектуального офиса. Прежде всего мы увидим рабочие места с огромным количеством маяков и сенсорных сетей, интегрированных в физическое пространство. Это можно использовать для оптимизации использования площадей, регулирования обогрева и охлаждения, экономии электроэнергии, подпитки данными и отображения контекстной информации при перемещении на рабочем месте.
Все это будет присутствовать в сочетании с вашими собственными приложениями для поддержки офисной гостиничной системы, поиска маршрутов и парковки. Таким образом, в физическом рабочем пространстве появится множество новых инструментов и интеллектуальных средств.
Искусственный интеллект дополнит работника, а не заменит его
Несмотря на опасения в отношении того, что искусственный интеллект и роботы начнут отнимать у людей рабочие места, в большинстве случаев использование искусственного интеллекта выглядит гораздо более прозаичным.
«К 2024 году искусственный интеллект станет существенным, но по большей части невидимым элементом нашей повседневной работы, – указал аналитик Gartner Лей Макмаллен. – Новые виды деятельности получат утонченную поддержку со стороны искусственного интеллекта».
Во многих случаях работники уже сейчас взаимодействуют с искусственным интеллектом, а поставщики программного обеспечения интегрируют средства машинного обучения в различные офисные приложения.
Результаты опроса Gartner показали, что сотрудники ждут от искусственного интеллекта выполнения указанных ими простых и рутинных задач, что поможет уменьшить число ошибок, а также ускорит поиск нужной информации и просмотра больших объемов данных.
«Лишь очень немногие рассчитывают на решение искусственным интеллектом сложных проблем, – указала вице-президент и аналитик Gartner Хелен Пойтевин. – Сотрудники не ждут от искусственного интеллекта чудес, они хотят от него лишь помощи в своей повседневной деятельности. Многие ежедневно подвергаются воздействию со стороны искусственного интеллекта, но, возможно, даже не осознают этого. У нас есть электронные таблицы, которые интересуются тем, нужны ли нам идентификация и визуализация шаблонов данных; текстовые редакторы, умеющие копировать; календари, напоминающие, когда следует отправляться в аэропорт, и приложения электронной почты, помогающие отвечать на письма. Все это повседневные сервисы искусственного интеллекта, которые оказывают на сотрудников гораздо более серьезное влияние, чем специализированные приложения для медицинской диагностики, одобрения кредитов или распознавания угроз».
Растущая осведомленность о возможностях искусственного интеллекта помогает людям избавиться от страха потери работы.
«Сотрудники, которые уже знакомы с искусственным интеллектом, спокойнее относятся к его влиянию на рынок труда, – подчеркнула Пойтевин. – Тот, кто уже имел дело с сервисами искусственного интеллекта, с меньшей опаской воспринимает вероятность замены своей должности на искусственный интеллект».
В целом, в Gartner рассчитывают на положительное воздействие искусственного интеллекта на работников.
«Не утихают споры о том, уничтожает искусственный интеллект рабочие места или же создает их, – заметил Кейн. – По мнению аналитиков Gartner, рабочих мест создается больше, чем ликвидируется, просто потому, что искусственный интеллект повышает эффективность работы предприятия, а это способствует развитию бизнеса, что в свою очередь влечет за собой увеличение числа рабочих мест. Конечно, опасения вытеснения людей искусственным интеллектом присутствуют, и с некоторыми рабочими местами это действительно происходит… на смену человеку здесь приходит искусственный интеллект. Но в большинстве случаев речь идет все-таки о дополнении. Искусственный интеллект берет на себя большую часть рутинной работы. Он помогает сосредоточиться на решении задач для человека, на наиболее творческих аспектах. Так что сегодня мы сталкиваемся в основном с изменением рабочих мест, а не с их ликвидацией».