Осенью 2021 года X5 Group первой из ретейлеров запустила свой собственный подписочный сервис. Подписка «Пакет» сочетает в себе опыт развития программ лояльности, создания собственных экосистем и стимуляции качественного спроса. Наличие этого продукта способно качественно изменить взаимоотношения между торговыми сетями и покупателями: ключевыми приоритетами становятся уровень обслуживания и сохранение лояльности подписчиков. К тому же такой подход формирует более осмысленное покупательское поведение и формирование инвестиционного подхода к повседневным тратам.
Технологическим фундаментом продукта стала платформа X5ID, формирующая «золотую запись» данных покупательского поведения для всех бизнес-единиц и торговых сетей X5. О реализации проекта рассказывает Евгений Галимский, директор по развитию сервиса идентификации в экосистеме и номинант на премию Data Award 2022 .
— Как появилась идея создания сервиса «Пакет»? Каковы его цели?
Ключевая цель проекта — за счет экосистемного подхода укрепить лояльность существующих клиентов X5 Group, нарастить розничный торговый оборот (РТО) внутри торговых сетей и бизнесов группы, привлечь новых клиентов благодаря выгодному и новаторскому для России набору сервисов. Идея с подпиской без конкретных предложений по ее содержанию появилась в рамках трехлетней стратегии компании.
— Что собой представляет решение?
Подписка «Пакет» — это проект, направленный на привлечение и удержание клиентов в контуре Х5 Group, программа лояльности нового поколения, полностью обеспечивающая базовые потребности клиентской миссии «Еда» и предоставляющая наборы привилегий за ежемесячный платеж. «Пакет» включает в себя не только гарантированные кешбэки, но и бесплатную доставку, бесплатный доступ к медиаконтенту и скидки от компаний-партнеров.
— Что принципиально нового привносит сервис во взаимодействие ретейлера с покупателями?
Принципиально новой является рекуррентная модель: купи что-то (подписку), а далее получай повышенные выгоды в течение месяца.
— Какие задачи требовалось решить при создании этого продукта?
Задачи можно разделить на три типа. Во-первых — технологические. Требовалось сделать так, чтобы предложения внутри продукта «Подписка» были технически исполнимы, в том числе с учетом корневых систем каждого бизнеса.
Следующая категория задач — продуктовые. Требовалось понять, как эта подписка должна выглядеть для клиента и какие драйверы существуют внутри нее.
Наконец, маркетинговые задачи — объяснить людям, что такое «подписка на еду», как она связана с базовой программой лояльности и чем отличается от нее.
— Какие проблемы возникали, как их решали?
Основная проблема — необходимость быстрой интеграции решения с множеством внутренних сервисов (Comarch, мобильные приложения и т. п.). Для этого потребовалось создать отдельную процессную схему и обеспечить постоянную коммуникацию рабочих групп со смежными командами.
Самым сложным на этапе запуска MVP было сформулировать первый драфт (составные части подписки) и найти компромисс с каждой из бизнес-единиц для тестирования гипотез. Мы стартовали с 28 вариантами подписки, предлагая каждый из вариантов разным группам клиентов Х5. Основными динамическими параметрами были ценовое предложение, скидка или кешбэк и размер предлагаемой скидки и кешбэка. В результате оценивали реакцию аудитории, модель потребительского поведения и обратную связь.
— Какова роль данных в реализации этого проекта? Что является ИТ-фундаментом сервиса «Пакет»?
ИТ-фундаментом стал собственный разработанный сервис со своим набором данных о пользователях. При этом основным идентификационным модулем является платформа X5ID, которая в том числе представляет персональные данные о пользователе, номерах карт лояльности и т. п. Она формирует «золотую запись» данных покупательского поведения для всех бизнес-единиц и торговых сетей в контуре группы компаний. Благодаря платформе клиентских данных (customer data platform, CDP) профиль пользователя обогащается идентификаторами пользователей в Интернете (cookies), что обеспечивает возможность не только построить сквозную маркетинговую воронку для последующей аналитики, но и обеспечить персонализированную автоматизированную медийную и CRM-коммуникацию. Значимая роль в проекте отведена разработанной нами платформе Dialog.X5.
— В прошлом году X5 участвовала в конкурсе с платформой Dialog.X5, которая стала основой аналитических сервисов для партнеров. Какова ее роль в нынешнем проекте?
Благодаря Dialog.Х5 (а конкретно — модулю Targeting) мы можем формировать сегменты клиентов по определенным признакам и делать им таргетированные предложения в платных медиа на основе имеющихся данных. Допустим, мы собрали сегмент клиентов торговой сети «Пятерочка», которые делают покупки всех категорий товаров, кроме бытовой химии. Мы предполагаем, что если предложить таким пользователям подписку с визуальным креативом и сообщением с фокусом именно на бытовой химии, то они могут осознать потенциальную выгоду и воспользоваться нашим предложением.
В качестве еще одного примера использования Dialog.X5 можно привести работу с сегментами клиентов и чеками в разрезе РТО за месяц. Мы нашли сегмент гостей Х5, которые находились «на грани» окупаемости подписки. За основу взяли стоимость подписки и собрали сегмент клиентов, траты которых находились в диапазоне 3,5–4 тыс. руб. в месяц. С помощью креатива мы доносили до клиента мысль о том, что, немного увеличив РТО в месяц, он не просто окупит подписку, но и получит еще бонусы от партнеров: бесплатный доступ к онлайн-кинотеатру и музыке на тот месяц, когда активна его подписка.
Такие сегменты и гипотезы можно формировать сотнями и тысячами.
— С какими данными работает сервис, помимо информации, предоставляемой клиентом при регистрации? Чем они обогащаются и как используются?
В первую очередь это данные, предоставляемые X5ID: регистрационные, контактные, данные о лояльности. Кроме того — собственные данные пользователя: статус оплаты, начало и завершение действия подписки и т. п. Больше пока никакие дополнительные данные не используются.
В перспективе нам будет интересно наблюдать за поведением нашего клиента за пределами ретейла. Сейчас мы понимаем о клиенте всё в ситуации, когда он планирует закрыть свою потребность в еде. Но ведь, помимо этого, существует и его обычная жизнь, где у него есть хобби, интересы, семья и другие потребности, которые влияют на качество жизни. Именно подобные обогащения будут нас интересовать в ближайшей перспективе.
— Лучшее понимание потребностей клиентов и их поведения имеет ценность только для ретейлера? Или для покупателей тоже есть польза?
Х5 системно работает с данными, и это позволяет не только получать экономический эффект от продуктов для офлайн-магазинов (алгоритмы для спроса, промо или работы с ассортиментом). Если ретейлер хорошо понимает своего клиента, это помогает формировать оптимальное предложение для него в зависимости от изменения его предпочтений. А это означает, что клиент будет получать необходимый продукт в самом удобном для него канале.
— Каков на данный момент процент заказчиков сервиса от общего количества клиентов X5? Что ожидается в дальнейшем, есть ли целевой показатель?
Продукт показал свою востребованность. Хотя проект является новым для России и в тестовом формате был запущен лишь осенью 2021 года, уже более 100 тыс. подписчиков регулярно пользуются возможностями «Пакета». 80% подписчиков остаются в активном статусе более четырех месяцев. Более того, мы видим рост объема ежемесячных покупок в торговых сетях и сервисах Х5.
До конца года планируем увеличить число подписчиков в несколько раз.
— Что с финансовым эффектом? И вообще, насколько серьезной может быть доля доходов от таких сервисов?
Мы рассчитываем на значимый финансовый эффект от реализации проекта. Пока говорить о конкретных показателях рано — это только первый год существования подписки. На горизонте 2–3 лет выручка может вырасти в несколько раз.
— Каковы планы по развитию сервиса, основой для каких новых продуктов он может стать?
Основные планы в 2022 году — это продуктовые доработки и фичи, которые упрощают знакомство с продуктом и максимизируют конверсию в его использование. При этом подписка может стать дополнительным инструментом для любого бизнеса Х5 в плане привлечения новой аудитории (например, за счет перетоков пользователей между бизнесами), а также использоваться как часть собственной программы лояльности.
— Ожидаете ли вы, что в будущем подобные сервисы станут массовыми на российском рынке?
На мой взгляд, подписочная модель актуальна в тех сферах бизнеса, где есть высокочастотное потребление услуг и товаров. Допустим, для застройщиков подписочная модель слабо реализуема, так как человек за жизнь может позволить себе купить в среднем одну квартиру. В сегменте же продуктового ретейла она более чем жизнеспособна.
Отдельно следует сказать о социальной значимости подобного проекта. Можно сказать, что мы стимулируем более осмысленное покупательское поведение и формирование инвестиционного подхода к повседневным тратам. Как следствие, это способно повысить общий уровень жизни, финансовой грамотности и благосостояния покупателей в средне- и долгосрочной перспективе.