Ближайшие три-пять лет станут благоприятными для инвестиций в перспективные российские ИТ-компании. Таковы результаты аналитического отчета «Инвестиционный потенциал российского ИТ-рынка», подготовленного по заказу Московской биржи компанией J’son & Partners Consulting.
По оценке J’son & Partners Consulting объем российского ИТ-рынка по итогам 2017 года вырастет до 733 млрд руб. При этом доля ИТ-услуг в общем объеме рынка увеличится до 20,7%. В рамках исследования был также проведен анализ рынка информационных технологий и оценены перспективы его развития: уровень проникновения облачных сервисов автоматизации бизнес-процессов может вырасти в ближайшие пять лет с нынешних 1-3% до 25-30% от общего количества российских предприятий.
Пока еще низкий уровень проникновения многопользовательских приложений автоматизации производственных и бизнес-процессов может рассматриваться как потенциал существенного роста российского рынка ИТ-услуг в ближайшие 10 лет (с нынешних 20% до 80%).
Как комментирует результаты исследования Александр Афанасьев, председатель правления Московской биржи, наступившая эпоха цифровой трансформации повышает спрос на разработки российских ИТ-компаний и при этом создает потребность в привлечении ими капитала для инвестиций в создание новых продуктов и технологий, развитие каналов сбыта, включая глобальные рынки. Есть все предпосылки для размещения ИТ-компаний на Московской бирже: эффективная инфраструктура, присутствие разных типов российских и иностранных инвесторов, инструменты поддержки от государства, в том числе, налоговые льготы для инвесторов в инновационные компании, доступ к средствам пенсионных фондов. И число успешных размещений компаний среднего размера постепенно растет.
Исследование J’son & Partners охватывает следующие сегменты ИТ-рынка: услуги системной интеграции (ИТ-консалтинг, проектирование, кастомизация и внедрение программно-аппаратных систем и комплексов, услуги техподдержки и аутсосринга эксплуатации систем); все виды облачных В2В-сервисов, включая цифровые бизнес-сервисы; разработка ПО корпоративного уровня, как прикладного, так и системного. Сегмент производства и поставки ИТ-оборудования не рассматривается.
Суть происходящей трансформации ИТ-рынка заключается в изменении роли ИТ в управлении процессами. От традиционного уровня, где основная роль информационно-управляющих систем — это информационная поддержка исполняемых вручную процессов и где характерны множественность уровней иерархии управления при слабом информационном обмене между ними, статичность алгоритмов и on-promise модель развертывания систем, к более высокому уровню — информационно-управляющие системы осуществляют непосредственное исполнение процессов, иерархия управления становится плоской, а модель развертывания — облачной, при этом модифицируются и алгоритмы управления.
Именно облачная модель позволяет понизить барьер доступа к созданию полнофункциональных систем автоматизации бизнес-процессов и тем самым значительно расширить потенциальный рынок ИТ-услуг, уверены в J’son & Partners.
Практика таких стран, как США и Бразилия это подтверждает. Так, в США сектор СМБ тратит на облачные услуги 26 млрд. долл. в год, что составляет половину общего объема этих услуг в стране. В Бразилии объем рынка облачных услуг выше российского почти в четыре раза именно а счет существенно более высокого проникновения в малый бизнес.
Уже начавшуюся на российском ИТ-рынке трансформацию трудно увидеть, исходя только из его общего объема. Дело в том, что часть средств переходит с «рынков-доноров» (к ним в исследовании J’son & Partners относят традиционные рынки — оборудование и системное ПО для установки on-promise, прикладное ПО для установки on-promise, услуги по внедрению и эксплуатации систем on-promise) к «рынкам-реципиентам» (к ним относятся оборудование и ПО для провайдеров облачных и веб-сервисов, инфраструктурные облачные сервисы, прикладные облачные и web-сервисы, разработка ПО нового поколения (в т.ч. на экспорт), услуги по внедрению и интеграции облачных и гибридных приложений).
Важно, что на этих, в основном новых «рынках-реципиентах» доля добавленной стоимости, созданной российскими ИТ-компаниями, по сравнению с созданной иностранными компаниями в России, в среднем значительно выше, чем на «рынках-донорах».
В нашей стране процесс облачной трансформации лишь в самом начале. Так, по данным J’son & Partners, серверная инфраструктура все еще на 89% расположена на стороне корпоративных пользователя и только 11% используется из публичного облака; 95% бизнес-приложений (всех видов) установлены on-premise и только 5% потребляются из публичного облака.
По мнению J’son & Partners, есть потенциал примерно четырехкратного роста проникновения многопользовательских бизнес-приложений (не включая системы автоматизации бухгалтерского и налогового учета и отчетности), при этом наибольшего роста (почти в 5 раз) можно ожидать в секторе микропредприятий, а наименьшего (чуть менее чем в два раза) в секторе средних и крупных предприятий.
Происходящая трансформация способствует росту независимой от глобальных вендоров добавленной стоимости, создаваемой российскими ИТ-компаниями, даже на фоне общей стагнации ИТ-рынка в России.
По оценкам J’son & Partners, в период 2014-2021 годы CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) добавленной стоимости за счет ИТ-услуг и разработки ПО при консервативном прогнозе на 2017-2021 годы составит 4,5%. В этот же период добавленная стоимость при перепродаже аппаратного обеспечения и ПО, достигнув максимума в 2017 году, начнет снижаться.
Вследствие малого размера российского рынка ИТ-услуг и ПО и практически полного отсутствия капитализации наших ИТ-компаний в структуре их инвестиций в развитие новых технологий/продуктов и продвижение на внутренний и международный рынки преобладают собственные средства.
Но поскольку «старые» рынки низкомаржинальны, а «новые» пока малы, источников собственных средств недостаточно для того, чтобы воспользоваться этим уникальным периодом трансформации, когда российский и международный ИТ-рынки открываются для новых игроков. Выход — в привлечении внешнего долгосрочного и относительно недорогого финансирования.
В настоящее время для инвесторов складывается наиболее благоприятная ситуация для входа в капитал перспективных российских ИТ-компаний: с одной стороны, сейчас им необходим внешний капитал для реализации стратегий цифровой трансформации, а с другой, они стоят относительно недорого. При этом по мере реализации цифровой трансформации будет расти и мультипликатор (отношение возможной капитализации компании к ее выручке), и выручка, и ликвидность ценных бумаг таких компаний.
Отдельные компании уже сейчас готовы к выходу на IPO, но наибольшая их часть «созреет» через 3-5 лет. Поэтому нужен тесный контакт заинтересованных инвесторов с владельцами и менеджментом перспективных ИТ-компаний (пока стороны совершенно недостаточно знают друг друга) с целью выработки прозрачных для инвесторов стратегий развития.
По мнению аналитиков J’son & Partners, наиболее привлекательны для инвестирования четыре вида российских ИТ-компаний:
- Провайдеры облачных бизнес-приложений (SaaS) как собственной разработки, так созданных партнерами, предлагающие их в виде интегрированных решений
- Разработчики тиражных приложений и системного ПО, ориентированные на кооперацию с российскими и глобальными облачными провайдерами как на канал сбыта
- Провайдеры инфраструктурных облачных сервисов, являющиеся частью крупных ИТ-групп, имеющие собственную структуру ЦОДов и использующие собственные разработки на базе ПО с открытым кодом
- Специализированные разработчики ПО на заказ.