В прошлом году мы учредили независимую премию CDO Award, адресованную директорам по данным. За время работы над проектом мы убедились, что тема вызывает большой интерес. Все больше компаний теперь воспринимают данные не как побочный продукт своей работы, а как полноценный актив, который может приносить пользу. Поэтому в их штате появляются руководители, отвечающие за максимально эффективное использование такого актива. Причем изменения не ограничиваются формальными действиями. Происходят сдвиги в корпоративной культуре — компании действительно становятся data-driven.
«Технари» и «бизнесмены»
Физики и лирики, теоретики и практики, ударники и борцы — видимо, такое разделение будет всегда, даже когда дело касается вполне конкретной дисциплины. Подводя результаты дебютной премии для директоров по данным CDO Award 2019, мы увидели четкое расслоение номинантов на «технарей» и «бизнесменов». Вторые ожидаемо вызвали гораздо больший интерес и у экспертного совета, и у сторонних наблюдателей. И это неудивительно: большинству из нас узнавать про достигнутые финансовые результаты и новые бизнес-модели всегда интереснее, чем читать про «кухню» Chief Data Officer — например, про проблемы с доступностью данных и их качеством, а также про изменения в корпоративной культуре, без которой компания никогда не станет data-driven.
Расслоение неслучайно: во-первых, формальной должности директора по данным во многих компаниях пока нет, во-вторых, даже при ее наличии фактические роли CDO могут существенно различаться. Место CDO в бизнесе компании и круг его обязанностей становятся предметом обсуждения во многих дискуссиях, так или иначе связанных с тематикой управления данными. В последнее время уже практически все соглашаются с тем, что CDO должен не только отвечать за технологии, но и активно участвовать в бизнес-деятельности, хотя ответственность за наличие и качество данных, необходимых бизнесу, никто с него снимать не собирается. От директора по данным теперь ждут конкретных, сугубо практических результатов, причем они нужны «вчера».
В Gartner также недавно подчеркнули, что нынешний директор по данным не просто становится более бизнес-ориентированным. От прежней направленности на бизнес-проекты и программы он должен смещаться на конечные продукты, имеющие «интеллектуальную начинку». Логика понятна: если CDO «первого поколения» был сосредоточен исключительно на управлении данными, то CDO 2.0 добавил к своим компетенциям аналитику. Если CDO 3.0 занялся вопросами цифровой трансформации, то директор по данным четвертого типа, продолжая развитие, не должен ограничиваться одним лишь руководством проектами в области данных и аналитики — он должен быть ориентирован на продукты и извлечение из них прибыли. Можно лишь добавить, что CDO все в большей степени становится политиком: для реализации проектов ему нужны союзники и «спонсоры инициатив».
Взгляд назад
Когда мы обсуждали номинации CDO Award 2019, то в качестве одной из главных рассматривалась номинация «За создание новой бизнес-модели, основанной на данных». Именно она больше всех отвечает духу премии и самой идее цифровой трансформации. Однако компаний, готовых продемонстрировать столь радикальные изменения в своем бизнесе, оказалось не так уж и много. В результате победителем в этой номинации стала «Почта России» — неповоротливый динозавр, выведший на рынок услугу директ-мейл (адресную рассылку на основе своих «знаний о почтовых ящиках» — потребностях домохозяйств, находящихся по конкретному адресу). Разумеется, в ходе обсуждений этого проекта в Сети звучали высказывания о том, что почтовому оператору стоило бы сначала разобраться со своим основным бизнесом (кстати, на мой взгляд, изменения к лучшему здесь бесспорны), но победа вполне заслуженна.
В номинации «Реализация инновационной идеи» экспертный совет был покорен стартапом Sever.AI, направленным на роботизацию процессов рекрутинга, а также искусственным интеллектом НЛМК, применяемым в производственных процессах. А ведь среди номинантов был очень яркий проект «корпоративного Гугла», реализованный в «Газпром нефти».
Наибольшая конкуренция наблюдалась в номинации «За повышение эффективности бизнеса» — компании ожидаемо были готовы делиться тем, как с помощью интеллектуальных сервисов повысить эффективность существующих процессов. Более того, именно здесь произошло столкновение гигантов, каждый из которых мог претендовать на победу. МТС и НЛМК оказались среди лауреатов в конкуренции с не менее впечатляющими кейсами «СИБУРа», «Уралсиба», X5 Retail и «Бургер Кинга».
Борьба была честной. Разумеется, в любых конкурсах присутствует человеческий фактор, но я считаю большим достижением то, что нам удалось не только найти достойных кандидатов с интересными проектами, но и собрать мощный экспертный совет — строгий, но справедливый.
Культура и качество
Несмотря на всю магию выраженного в цифрах экономического эффекта, не стоит забывать, что элементарное наведение порядка в информационном хозяйстве нередко дает больший результат, чем внедрение самых навороченных технологий. Именно поэтому мы решили добавить в нынешнем году номинацию «За обеспечение качества данных». Как известно, успех цифровых инициатив на 70% зависит от достоверности и доступности данных. Более того, из шести главных проблем, приведших к провалу проектов искусственного интеллекта, пять связаны именно с данными. И потому эта дополнительная, сугубо «технарская» номинация призвана дать шанс тем участникам, которые лишь начинают путь к data-driven-организации и пока не могут похвастаться яркими результатами. Кроме того, мы гораздо больше внимания намерены уделить вопросам культурной трансформации, она станет важным критерием оценки успехов компаний.
Мы рады объявить о старте премии CDO Award 2020. Наш прошлогодний дебют был успешным, и мы готовы развивать этот проект, делать его еще лучше. Нам интересны не только достигнутые результаты, но и то, с какими проблемами вы сталкиваетесь и как их решаете, и еще более интересно, как происходит трансформация компании.
Заявки принимаются до 31 января 2020 года, а объявление итогов и награждение лауреатов намечены на середину марта 2020 года. В рамках форума BIG DATA 2020, который состоится 25 марта, можно будет услышать выступления лауреатов премии.