Как показали результаты опроса, порядка 44% опрошенных компаний имеют стратегию по внедрению облачных технологий, еще 25% — ее разрабатывают. При этом наибольшая доля компаний, имеющих или разрабатывающих стратегию внедрения виртуальной инфраструктуры, приходится на крупнейший сегмент бизнеса: 51% уже имеют стратегию, 28% — разрабатывают. Чем меньше размер бизнеса, тем ниже этот показатель. В сегменте СМБ 27% компаний имеют стратегию внедрения облаков, 29% — ее разрабатывают.
Из компаний, пользующихся облаками, 59% выбрали одного провайдера, 31% пользуются услугами двух и более компаний, 10% — трех и более. При этом количество используемых облаков зависит от величины бизнеса. Крупнейший бизнес использует двух провайдеров в 43% случаев, а трех и более — в 11%. У среднего бизнеса эти цифры равны 31 и 10%, а у микро и малого — 20 и 5% соответственно.
Четверть компаний из крупнейшего сегмента тратят на виртуальную инфраструктуру более 10 млн руб. в год, в 60% — от 500 тыс. до 10 млн руб., и лишь 15% — менее 500 тыс. руб. Чем размер компании меньше, тем ниже объем потребления облаков в абсолютных значениях. В сегменте крупного бизнеса более 10 млн руб. на облака тратят 24% компаний, от 500 тыс. до 10 млн руб. — 48%. В среднем бизнесе эти показатели соответственно 8% и 52%, а в микро и малом бизнесе — 4% и 29%. Больше всего инвестируют в облачные сервисы компании из отраслей ИТ, финансов и страхования, ритейла, развлечений и медиа.
В качестве основных причин миграции в облако большинство респондентов отмечают масштабирование ресурсов, снижение трудозатрат на обслуживание инфраструктуры и ее модернизацию. Также среди популярных причин переход от модели CAPEX к OPEX, снижение времени разработки новых продуктов и невозможность приобретения оборудования.
Ключевым фактором при принятии решения о расширении потребления облачных ресурсов респонденты назвали экономическую выгоду, увеличение клиентской базы или выпуска существующей продукции, внедрение новых автоматизированных систем, расширение географии присутствия компании. Также среди популярных причин — выпуск новых продуктов и отказ от локальной инфраструктуры.
В 29% случаев миграция в облако происходит в течение 3–6 месяцев, в 28% — 1–3 месяца, в 20% — менее месяца. Лишь в 16% случаев компании мигрируют в облако от полугода до года, в 7% случаев — больше года.
Как отмечают аналитики, отечественные провайдеры уже сформировали широкую линейку собственных решений либо адаптировали open source платформы под требования российского рынка. Таким образом, текущее рыночное предложение можно считать достаточным для удовлетворения ключевых технологических потребностей бизнеса, включая не только базовые инфраструктурные запросы, но и экспериментальные и инновационные сценарии цифрового развития компаний. По оценкам MWS Cloud, российские провайдеры закрывают порядка 98% потребностей отечественного рынка в облачных решениях. Оставшиеся 2% могут быть закрыты с помощью отраслевых интеграторов и собственных ИТ-команд. При этом, несмотря на большое количество вендорских решений, крайне важным остается поиск качественных продуктов, проверенных на больших нагрузках, объемах данных и транзакциях.