За период с 2007 года компании проделали большую подготовительную работу, чтобы начать получать прибыль от технологических изменений. Повысился статус ИТ-директора, в штатной структуре появились новые должности, связанные с инновациями, в технологии были вложены большие средства, трансформации подверглись и сами бизнес-модели. Тем не менее, как признают участники исследования, большинство организаций все еще не готовы к очередному витку технологического прогресса. Уверенность в цифровых возможностях своих организаций упала до самого низкого уровня за весь период проведения исследования: чуть больше половины всех респондентов оценивают индекс Digital IQ своих компаний как высокий или очень высокий, что ниже показателя 2014 и 2015 годов.
Большинство организаций сделали недостаточно для того, чтобы идти в ногу с цифровой революцией. 68% респондентов отмечают, что роль лидера в продвижении цифровых технологий в их компании берет на себя ее руководитель, в то время как в 2007 году этот показатель составлял всего лишь 33%. Но несмотря на то, что технологии теперь входят в повестку дня руководителей компаний, а ИТ-директор получил возможность принимать участие в стратегическом управлении, многие другие руководители все еще не в полной мере участвуют в проектах цифровой трансформации. За большинство задач, связанных с цифровым развитием, включая приоритизацию цифровых инвестиций, инновации и разработку новых продуктов и услуг, отвечает либо ИТ-директор, либо глава компании. При этом лишь немногие службы готовы активно участвовать в изучении возможностей использования новых технологий для трансформации своей деятельности.
Несмотря на медленный прогресс в разработке стратегий цифровой трансформации, руководители компаний по-прежнему считают цифровые технологии одним из факторов роста. 73% из них главной выгодой от цифровых инициатив называют рост выручки, за которым следуют увеличение прибыли и снижение затрат. Хотя крепнет уверенность в том, что новые технологии и новые бизнес-модели продолжат менять облик целых отраслей, факторы, влекущие за собой нарушение привычного порядка ведения деятельности, уже не привлекают к себе такого внимания, как раньше.
По сравнению с прошлым периодом уменьшилось количество компаний, в которых есть специальный отдел по изучению новых технологий. Остальные же для решения конкретной задачи формируют проектные группы или используют аутсорсинг. И лишь немногие уделяют внимание тому, каким образом новые технологии меняют порядок взаимодействия между человеком и машиной: речь идет о создании новых ролей, возникновении новых конфликтов и переосмыслении вопросов, имеющих отношение к доверию.
В то же время большинство компаний уверены в своем подходе к освоению новых технологий, более развитыми стали стратегии цифровых инвестиций. Две трети всех компаний говорят о наличии единого долгосрочного плана внедрения цифровых технологий, который включает в себя бизнес-процессы и ИТ-процессы. Практически столько же компаний утверждают, что они систематически оценивают результаты своей инновационной деятельности.
Но даже компании, у которых есть необходимые знания и навыки, зачастую не способны правильно ими воспользоваться. Четверть респондентов утверждают, что, даже если у них есть собственные квалифицированные кадры, они используют внешних специалистов, потому что работать с «внутренними» командами очень сложно или же работа продвигается очень медленно. Эти организационные проблемы наблюдаются даже у лидеров, которые показывают хорошие результаты по остальным показателям Digital IQ.