Чаще инновации инициируются высшим руководством, а подчиненные вовлекаются только на этапе исполнения. Но в таком случае топ-менеджеры могут проглядеть некоторые возможности, очевидные для сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с заказчиками или разрабатывают продукты. Вот почему абсолютное большинство участников опроса полагает, что нужно развивать инновационное мышление внутри компании, а для этого — создавать атмосферу, где каждый чувствует себя комфортно и готов открыто делиться своими мыслями по поводу того, что можно изменить и улучшить. Более того, 65% думают, что те идеи, которые исходят от самих сотрудников, эффективнее.
Однако в реальности корпоративная культура сегодня редко устроена таким образом, чтобы стимулировать инновации снизу. Интересно, что более важным условием для появления прорывных идей руководители считают социокультурное разнообразие в коллективе.
Как отмечают аналитики, чтобы зародить инновационное мышление недостаточно того, чтобы сотрудники были трудолюбивыми и работали с большой отдачей. Лучшие результаты достигаются, когда у каждого есть право голоса. Задача руководителей — вдохновлять людей на прорывные идеи. Опыт же и взгляды топ-менеджеров могут оказаться полезными на более поздних стадиях, когда нужно соотносить перспективные предложения со стратегией компании.
Чтобы поддержать инновации, исходящие от сотрудников, рекомендуется:
- регулярно говорить о важности инноваций во внутренних коммуникациях. Это нужно делать как на уровне высшего руководства, так и на уровне глав отделов;
- внедрить программу, которая позволит сотрудникам предлагать новые идеи для бизнеса; установить четкие критерии отбора лучших предложений, назначить жюри и вознаграждение, чтобы дополнительно мотивировать сотрудников;
- организовать специальный отдел, сотрудники которого будут работать над отобранными жюри идеями и смогут использовать ресурсы и опыт компании, но при этом не будут связаны рамками, которые могут тормозить инновационное мышление. Такой отдел, например, может тестировать гипотезы на лояльных клиентах, чтобы улучшать предложение на основе их отзывов.