Росэнергоатом завершил тестирование прототипа виртуального тренажера для обучения электротехнического персонала, разработанного «КРОК Иммерсивные технологии». Тестовые испытания проходили на Ленинградской атомной станции и продемонстрировали успешность применения виртуальной реальности для обучения персонала.
В 2021 году концерн планирует начать внедрение виртуального обучения на производстве. Это позволит повысить качество подготовки персонала, а также сократит сроки ремонта оборудования и времени обучения сотрудников.
Пилотной площадкой для внедрения нового способа обучения технического персонала стала Ленинградская АЭС-2 (г. Сосновый Бор Ленинградской обл.). Моделью для создания VR-тренажера послужило электротехническое оборудование КРУ-10 кВ, которое используется на АЭС.
В настоящий момент электротехнический персонал станций, обучаясь, практикуется на реальном оборудовании в рамках производственного процесса. Как отметил директор по управлению персоналом и социальной политике Росэнергоатома Дмитрий Гастен, требования охраны труда на станциях очень строгие, поэтому сотрудники обучаются почти год под наставничеством специалиста цеха и не допускаются в течение этого времени к самостоятельной работе. Виртуальный тренажер, имитирующий работу реального оборудования, позволяет оптимизировать систему обучения как с точки зрения временных затрат, так и с точки зрения возможностей отработки множества различных ситуаций. В ходе обучения сотрудники смогут отрабатывать действия на электротехническом оборудовании по заданным сценариям, с визуализацией всех последствий возможных ошибок, а затем самостоятельно сдать экзамен и после получения допуска сразу приступить к выполнению своих обязанностей.
По словам Гастена, создание полноценного виртуального тренажера электротехнического оборудования экономически выгодно. Для десяти станций он обойдется в пять раз дешевле, чем разработка физического аналога.
Помимо этого, виртуальный тренажер проще масштабировать. Так как инфраструктура и оборудование промышленных предприятий постоянно обновляются, физические тренажеры быстро устаревают. Виртуальная среда позволяет гибко адаптироваться к изменяющимся условиям.
В текущем году в рамках проекта планируется создать опытный образец уже полнофункционального виртуального тренажера для учебно-тренировочного подразделения ЛАЭС-2. А после успешной реализации проекта на этой пилотной площадке будет принято решение об унифицированном функционале виртуального тренажера, который можно будет изменять под потребности каждой из российских АЭС.