Исследование Accenture показало, что в 43% случаев причиной слияний и поглощений в финансовом секторе является покупка новых компетенций, а 42% сделок обусловлено потребностью в новых технологиях. Около 20% руководителей банков, участвовавших в опросе, признались, что приобрели цифровые компании с целью вооружиться новыми технологиями, еще 60% банкиров отметили, что думают об этом. Тренд обусловлен вызовами цифровой экономики: традиционные банковские стратегии свое отработали, у банков появляются цифровые конкуренты в лице финтех-компаний и технологических гигантов. Кроме того, меняется поведение самих потребителей, которые предпочитают обращаться в банк через цифровые каналы.
В исследовании отмечается, что 73% топ-менеджеров банков уверены в необходимости привлечения директоров по цифровой трансформации к процессу сделок на ранних стадиях. Согласно исследованию, технологии меняют саму процедуру сделки, сокращая время на нее и позволяя в дальнейшем сэкономить 70% затрат на реорганизацию. При этом чем больше цифровых технологий привлекается при слиянии и поглощении, тем больше прибыли банки извлекают из этого процесса.
По мнению Павла Родыгина, руководителя направления Interactive в Accenture Russia, стоит учитывать специфику российских банков, которые более консолидированы, чем западные, позднее встали на путь автоматизации и не имеют серьезных проблем с технологическим прошлым, в отличие от своих западных коллег. Западным банкам сложнее перестроить свои ИТ-системы и масштабировать их, поэтому они вынуждены приобретать более молодых и технологичных игроков, чтобы встроить свои процессы в их технологический ландшафт.
В качестве одной из основных выгод российские банки видят выход в бизнес потребительских экосистем. Крупные банки осознали, что будущее не в старой концепции «everyday banking», когда банки пытались клиента привлечь на свои площадки, а в бесшовной встроенности финансовых сервисов в ежедневные процессы потребления. Примеров тому достаточно: платформы по выбору жилья, потребительские маркетплейсы, прообразы медицинских экосистем и т.д.
Привлекать новые технологии российские банки предпочитают посредством развития акселерационных и инкубационных программ для стартапов. В то же время существуют примеры, когда покупаются уже зрелые технологические игроки – например, с целью внедрения технологии по распознаванию речи. Российские банки активно охотятся за всеми компонентами искусственного интеллекта: распознаванием речи, компьютерным зрением, чат-ботами, машинным обучением; биометрией и ее применением для улучшения в области безопасности, а заинтересованность в технологии блокчейн немного спала.