Зрелость компаний растет, и вследствие этого меняется их операционная модель работы с данными. Вместе с тем, по мнению Сергея Носова, директора по управлению данными «Ростелекома», одна из основных задач Chief Data Officer заключается в обеспечении проактивного сервиса по предоставлению качественных данных. В преддверии дискуссии «Chief Dаta Officer – в авангарде цифровой трансформации?», которая состоится в рамках форума Big Data 2018, он поделился своими взглядами на роль CDO.
- До «Ростелекома» вы работали на должности CDO в двух банках. Ощущается ли разница в специфике работы, в чем она заключается?
Я заметил, что, когда речь идет о CDO, часто смешивают несколько ролей – Chief Data Officer, Chief Digital Officer, Chief Data Science. Я работал в нескольких компаниях именно в роли директора по данным – Chief Data Officer.
Говорить о наличии серьезной специфики для CDO в зависимости от отрасли я бы не стал. Но зато есть специфика, связанная с конкретной компанией. Она обусловлена прежде всего уровнем зрелости компании, выражающимся в ее готовности к внедрению функции «Управление данными», причем готовность эта определяется текущим состоянием процессов работы с данными, немало зависит также от накопившихся проблем, связанных с обеспечением заказчиков качественными данными, от ландшафта систем отчетности и многого другого.
- В чем именно заключаются сейчас ваши обязанности?
Обязанности вполне ожидаемы. Это построение операционной модели работы с данными, развитие хранилища данных, BI и инфраструктуры работы с данными, управление качеством и архитектурой данных. В моей зоне ответственности, кроме того, управление мастер-данными и нормативно-справочной информацией, а также управление метаданными.
- В Gartner отмечают изменение роли CDO в сторону большей бизнес-ориентированности. Чувствуется ли это по требованиям со стороны бизнеса?
Что касается крупных компаний, то требования со стороны бизнеса в части обеспечения необходимыми данными, повышения качества данных, внедрения систем по работе с мастер-данными сохраняются и актуальны. Как я уже говорил, растет зрелость компаний, к тому же появляется большее осознание роли CDO. Как следствие, с появлением такого осознания меняется операционная модель компаний в части работы с данными.
- Данные начинают играть все большую роль в бизнесе. Способен ли CDO стать «серым кардиналом» в современной компании?
Одна из основных задач Chief Data Officer заключается в обеспечении проактивного сервиса по предоставлению качественных данных для заказчиков. Для меня это сервисная функция, поэтому говорить о том, что CDO должен или способен стать «серым кардиналом», считаю неправильным.
- В чем для вас заключаются основные сложности в работе? Каковы главные проблемы, что дается сложнее всего?
В последних двух компаниях, в которых я работал, исторически имелось несколько хранилищ. При этом у руководства были серьезные планы по изменению ИТ-ландшафта. Синхронизировать процессы объединения существующих хранилищ данных, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы и история развития, поддержку процессов подготовки данных в условиях изменения ландшафта, одновременно обеспечив реализацию новых требований заказчиков и необходимый уровень коммуникации с ними, – это основной вызов.