В последнее время все чаще поднимаются вопросы, кто такой Chief Data Officer, станет ли эта должность массовой и насколько директор по данным на самом деле важен для современной компании – и с точки зрения организации работы с данными, и вообще в организации процессов. В дискуссии «Chief Dаta Officer – в авангарде цифровой трансформации?», в рамках форума Big Data 2018, проведенного издательством «Открытые системы», мы пригласили поучаствовать нескольких руководителей, которых можно причислить к CDO, хотя их должности и звучат по-разному. Как выяснилось, потребность в таких руководителях будет расти, а вот их место в корпоративной иерархии может существенно различаться в зависимости от специфики компании.
Роль зависит от компании
В чем сегодня заключается роль CDO в компании? Это роль, которая требует быть инициатором преобразований в бизнесе, или она больше подразумевает управление данными и их качеством?
«Проработав в нескольких компаниях, я попытался сформулировать для себя роль CDO одним предложением. Прежде всего это создание единого качественного источника информации по оптимальной стоимости. Естественно, в понятие качества входят все классические атрибуты – полнота, своевременность, интерпретируемость», – говорит Сергей Носов, директор департамента управления данными «Ростелекома».
«Роль CDO возникает там, где есть проблемы с доступностью данных. Новая должность появляется не на пустом месте, она продиктована насущными потребностями бизнеса», Анджей Аршавский, директор центра анализа данных и математического моделирования НЛМК «CDO – это должность, которая подразумевает не только знание техники работы с данными, но и понимание экономической и управленческой составляющей бизнеса», Азат Шамсутдинов, директор направления машинного обучения и искусственного интеллекта North.AI, «Севергрупп» (справа налево) |
У каждой компании свои потребности и проблемы, которые накопились со временем или появились недавно. Поэтому говорить об универсальности роли CDO не приходится. Например, ассоциация Digital Asset Management (DAM) четко расписывает, кто такой CDO и чем должен заниматься. Естественно, в его обязанности входят основные направления, такие как обеспечение инфраструктуры работы с данными, работа с нормативно-справочной информацией, архитектура потоков данных и множество других смежных тем. Что интересно, в числе прочего указаны и такие специфические теперь вещи, как работа с данными на бумажных носителях.
«На мой взгляд, CDO – это должность, которая подразумевает не только знание техники работы с данными, но и понимание экономической и управленческой составляющей бизнеса. Иными словами, это человек, который ясно видит и понимает стратегию развития компании, понимает ее бизнес-процессы и, самое главное, как это можно реализовать», – полагает Азат Шамсутдинов, директор направления машинного обучения и искусственного интеллекта North.AI, «Севергрупп». Как показывает практика, когда компании принимают решение всерьез заняться данными и намерены пригласить CDO, они на самом деле хотят получить прибыль. Но на собеседовании часто оказывается, что человек очень хорошо понимает техническую часть, а вот коммерческие показатели ему даются тяжело. Иногда самые простейшие вопросы проясняют, насколько слабо человек владеет экономической частью ИТ-проектов. Людей с требуемыми знаниями на рынке очень немного, но, к счастью, их постепенно становится больше.
«Роль CDO нужна там, где есть проблемы с доступностью данных. Новая должность появляется не на пустом месте, она продиктована насущными потребностями бизнеса», – подчеркивает Анджей Аршавский, директор центра анализа данных и математического моделирования НЛМК. Когда и источников, и потребителей данных много, а их запросы зачастую конфликтуют, возникает дезорганизация, и здесь необходима стратегия управления данными (Data Governance). Ее разработкой должен заниматься кто-то достаточно высокопоставленный, кто способен получать бюджеты на создание необходимой инфраструктуры и понимает реальные потребности разных направлений бизнеса.
«Сейчас у нас возникают проекты, основанные на данных, заказчиками которых являются самые разные направления бизнеса. Потребности в данных растут, требования к их качеству кардинально меняются, и роль CDO становится крайне актуальной», – отмечает Аршавский.
По мнению Носова, должность CDO появилась около пяти лет назад сначала в банковском секторе. Примерно два года назад директора по данным стали появляться, как ни странно, в промышленных компаниях, причем с особой миссией – в их букве D смешались Data, Digital и Data Science. В последнее время эта роль все четче прорисовывается и в телеком-компаниях.
«Очевидно, первенство банков было связано с необходимостью извлечения ценности из клиентских данных. Именно на этом был фокус банковской деятельности в последние годы, хотя в ретейле и телекоме эта проблема тоже всегда была актуальной. Сейчас я вижу именно такие запросы со стороны бизнеса – например, когда требуется запустить активные продажи», – говорит Носов.
«На Западе тема CDO стартовала ненамного раньше, чем в России, и особой продвинутости у них нет. Более того, они довольно редко погружаются в бизнес-задачи и обычно ограничиваются техническими проблемами», – делится наблюдениями Олег Гиацинтов, технический директор DIS Group.
«По моему опыту, роль CDO всегда была между ИТ и финансами. Где в идеале эта роль должна быть “припаркована”, зависит от специфики компании», Сергей Носов, директор департамента управления данными «Ростелекома»
Согласно результатам опроса, проведенного Informatica среди французских CDO, 57% из них видят своей главной задачей «демократизацию» данных. Действительно, это распространенная проблема: зачастую подразделения по разным причинам не желают делиться данными со своими коллегами. Примерно 70% директоров по данным имеют бюджеты на стратегические инициативы и видят себя лидерами кросс-функциональных команд, которые объединяют бизнес и ИТ.
Где «припарковать» CDO?
В Gartner полагают, что СDO должен находиться в прямом подчинении у генерального директора, особенно в случае, когда фактически выполняет роль Chief Data Science. Однако эта модель не всегда работает, и тогда приходится решать, в каком подразделении он должен работать. Во многом это связано с влиятельностью различных подразделений компании и их способностью отстаивать свои интересы.
«Позиция CDO сильно зависит от того, как распределены в компании основные потребители данных и те, кто отвечает за их производство», – утверждает Аршавский. Например, совершенно естественно, что в банках главным потребителем данных является финансовый блок, поэтому его влияние сильнее. Однако сейчас потребители данных появляются во всех подразделениях, и так происходит не только в банках, но и в других отраслях. В соответствии с этим мигрирует и место CDO в корпоративной иерархии: важно, чтобы стратегия работы с данными была сбалансирована в зависимости от нужд потребителей. При этом CDO должен видеть и перспективу: как различные подразделения будут потреблять данные через несколько лет – например, по мере развития систем искусственного интеллекта.
«По моему опыту, это всегда была роль между ИТ и финансами, я пока не видел ее в другом месте. Где в идеале эта роль должна быть “припаркована”, зависит от специфики компании», – говорит Носов. Он приводит несколько примеров эволюции места CDO внутри компаний, где работал. Так, в Сбербанке роль CDO изначально создавалась в финансах, но развитие событий привело к тому, что CDO перешел в ИТ-блок, и это всех устроило. Более того, появилось понимание того, что роль CDO должна быть устроена федеративно. И тогда в каждом блоке появился «мини-CDO», который координировал свою работу с основным куратором этого направления. В «Газпромбанке» позиция CDO появилась в ИТ-подразделении, однако быстро возникли трения с финансовым блоком по методологическим и техническим вопросам. В «Открытии» была другая история: Носов пришел на должность CDO в финансовый блок, однако через полгода было принято решение, что это больше техническая роль и ее надо развивать в ИТ. В «Ростелекоме» функция CDO возникла в ИТ-блоке, но сейчас также находится в процессе миграции – руководство ищет оптимальную модель.
От хозяина до стюарда
Сейчас появляется все больше компаний, обозначаемых как data-driven business, когда сервис, построенный на данных, по сути является главным продуктом компании. В этом случае человек, отвечающий за работу с данными, фактически является «хозяином» основных активов. Западные аналитики высказывают мнение, что он имеет все возможности стать первым лицом организации.
«На Западе тема CDO стартовала ненамного раньше, чем России, и особой продвинутости у них нет. Более того, они довольно редко погружаются в бизнес-задачи и обычно ограничиваются техническими проблемами», Олег Гиацинтов, технический директор DIS Group
По мнению Шамсутдинова, в какой-то степени CDO действительно можно считать «серым кардиналом» – человеком, который в определенных видах бизнеса знает всю бизнес-структуру и все процессы, вплоть до самых низких уровней. Однако такое, конечно, возможно далеко не везде.
Есть большая разница, занимается ли CDO прямым извлечением ценности из данных или приносит пользу опосредованно, обеспечивая доступность данных для бизнес-подразделений. Те, кто извлекает из данных прямую прибыль, как правило, работают в небольших компаниях, созданных специально для этого. Большинство предприятий, особенно производственных, работают по-другому, в них роль CDO все-таки больше сервисная – обеспечение доступности данных и их качества.
***
В завершение дискуссии журнал «Директор информационной службы» (CIO.ru) объявил об учреждении премии CDO Award, призванной отметить успехи компаний по построению бизнеса, основанного на данных, и конкретных CDO в популяризации своей профессии. Результаты будут объявлены на следующем форуме Big Data.