В октябре издательство «Открытые системы» объявило о запуске Data Award 2023 — пятого сезона премии для data-driven-организаций и директоров по данным. Николай Смирнов, председатель оргкомитета премии Data Award, поговорил с нами о «кухне» проекта, рассказал о развитии премии и дал несколько рекомендаций будущим участникам.
- Только что стартовал очередной сезон премии Data Award. Что вы ожидаете от него?
Вероятно, изменится «типичный портрет» участника. Еще на церемонии 2022 года Лариса Малькова, управляющий директор Axenix и один из членов экспертного совета Data Award, отметила, что ей крайне любопытно, с какими проектами компании выйдут в следующем году. Многие из представленных тогда решений являлись наработками прошлых лет и были начаты еще в относительно спокойное время. Сейчас практически все столкнулись с уходом с рынка зарубежных вендоров, на решениях которых базировался ландшафт работы с данными. Компании вынуждены на это реагировать.
Кроме того, с каждым годом у нас все больше инновационных проектов, представленных небольшими стартапами, в том числе имеющих социальную направленность. Представившие свои проекты «Велогород.online», «Атлас НКО», Joys на равных соперничали с такими гигантами, как «Сбер», «Северсталь» и X5. Скорее всего, эта тенденция сохранится и сейчас. Благодаря значительной господдержке подобных инициатив мы имеем возможность видеть, что в мире действительно много энтузиастов, пытающихся делать жизнь людей лучше.
- Каждый год происходят неожиданности. Что стало сюрпризом в прошлом году и какие эмоции это вызвало?
Нас удивило беспрецедентно большое число заявок на участие, причем подавляющее большинство из них пришли в течение последних трех суток перед дедлайном. В результате мы были вынуждены на ходу ужесточать отбор, и из 87 участников допустили только 60. Но даже это число в полтора раза больше, чем в предыдущий год, и такой объем работы проверил нас, как оргкомитет, на прочность, а экспертный совет — на терпение.
Несмотря на все трудности, мы были рады такому интересу со стороны data-сообщества. Интерес к премии Data Award с каждым годом увеличивается, она становится престижной. И даже сам статус участника растет.
- Чего нового можно ожидать участникам и их болельщикам в новом сезоне?
У нас появятся две новые номинации с рабочими названиями «За антикризисный проект» и «За взгляд в будущее». Первая посвящена борьбе с напастями 2022 года, а вторая — проектам на грани сумасшествия, нескольким из которых нам пришлось отказать в прошлый раз. Например, так произошло с томской компанией «Орграф», представившей проект реализации цифрового бессмертия человека. Мы отклонили их заявку по причине отсутствия хотя бы MVP продукта, но, вероятно, у них будет возможность рассказать о себе в этом году.
- Кому имеет смысл принимать участие в конкурсе?
У нас нет жестких ограничений по направленности проектов, их масштабам и значимости. Главное требование — наличие результатов, готовность о них рассказать и поделиться с сообществом своим опытом. Конечно же, чем ярче и необычнее проект, тем выше вероятность того, что он зацепит членов экспертного совета. Скажем, компания «СМАРТС», построившая систему акустического мониторинга автодорог, позволяющую в режиме реального времени «слышать» дорожные события и реагировать на них, оказалась в числе лауреатов Data Award 2022 именно из-за этого.
Кроме того, важно, чтобы проект представлял профильный руководитель, способный полноценно и интересно рассказать о нем, а не сотрудник отдела маркетинга или пресс-службы. Члены экспертного совета, оценивая номинантов, ориентируются не только на саму заявку, но в первую очередь на интервью, да еще и могут задавать дополнительные вопросы. А эксперты — как и журналисты — люди опытные, они сразу понимают, кто с ними разговаривает: фактический лидер проекта или специалист по коммуникациям. Нам нужны настоящие герои, а не их парадные портреты.
Поскольку премия учреждена медиакомпанией, в выигрыше неизменно оказываются те, кто не только реализуют суперпроекты, но и рассказывают о них, популяризируя профессию. В прошлом году были обидные эпизоды, когда в ситуации цейтнота или просто из-за недостаточного внимания к этой части работы, формального к ней отношения очень сильные заявки оказались смазанными. Фактически они стали холостыми выстрелами.
- Может ли один и тот же проект участвовать в нескольких номинациях?
Да, это вполне возможно. Но практика показывает, что реальные шансы на успех компания имеет лишь в какой-то одной номинации. Имеет смысл оценить свои сильные и слабые стороны и представить проект так, чтобы он максимально соответствовал критериям оценки той номинации, где шансы наиболее велики.
- «А судьи кто?»
Мы гордимся нашим экспертным советом, костяк которого с нами уже пятый год. Это действительно компетентные профессионалы высокой квалификации, хорошо известные на рынке люди, которые вносят большой вклад в развитие отрасли данных в России.
- Есть ли лайфхаки, которые могут поднять шансы на победу?
Во-первых, еще раз повторю совет сфокусироваться на какой-то одной номинации. «Осознанные» участники, четко представляющие, по какой номинации идут, и понимающие, каким образом надо подать свой проект, по определению имеют преимущество.
Во-вторых, рекомендую серьезно отнестись к заполнению анкеты участника. Она не используется напрямую при оценке номинантов, но становится фундаментом для интервью, которое и является «конкурсной работой». Само интервью, конечно, играет ключевую роль. Чем более живыми и интересными будут ответы, тем больший отклик оно найдет у экспертного совета.
И наконец, не тяните до дедлайна! Чем раньше подана заявка, тем больше внимания оргкомитет и эксперты смогут уделить ей — это объективная реальность. И чем больше времени на подготовку интервью и на его внимательное прочтение, тем больше шансов на высокую оценку.