Вестник цифровой трансформации

В ЕС намерены ограничить алгоритмическое управление гиг-работниками
В ЕС намерены ограничить алгоритмическое управление гиг-работниками

Если предложения Европейской комиссии будут приняты, компании из других стран, ведущие свою экономическую деятельность в ЕС, также будут должны адаптироваться к этим правилам.


10:13 25.01.2022  |  Мэтью Финнеган | 713 просмотров



Сторонники ограничений считают, что работников, привлекаемых без оформления в штат, необходимо защитить от дискриминации со стороны автоматизированных систем, и хотят, чтобы компании были более прозрачными в своих действиях.

Еврокомиссия объявила о том, что компании гиг-экономики (gig economy), привлекающие работников без оформления в штат, должны быть более прозрачными в части использования средств алгоритмического управления и мониторинга. По мнению экспертов, если эти правила вступят в силу, их следует распространить на всех работников, управление которыми осуществляется с помощью автоматизированных систем.

Как и в случае с другими законами ЕС, соответствующие правила затронут в том числе и американские компании, работающие на территории стран Союза.

Предложенная Комиссией директива в отношении алгоритмического управления является одним из трех представленных недавно наборов мер. Предлагается, в частности, предоставить полноценный статус сотрудника всем, кто поддерживает взаимодействие с «цифровыми трудовыми платформами» (digital labor platform). К ним относятся системы предприятий, занимающихся перевозками пассажиров (например, Uber и Lyft), компаний, специализирующихся на услугах доставки (Deliveroo), а также платформы неофициальной занятости в сфере бытовых услуг (TaskRabbit).

По оценкам Комиссии, в ЕС насчитывается 28 млн гиг-работников. Ожидается, что в 2025 году их число возрастет до 43 млн.

Предложения в отношении алгоритмического управления призваны обеспечить работникам защиту от любого негативного воздействия автоматизированных систем, используемых для контроля труда на условиях временной занятости.

«Мы видим еще один шаг вперед в осознании рисков, порождаемых алгоритмическим управлением, – указал профессор трудового права университета KU Leuven (Бельгия) Валерио де Стефано. – И он будет сопровождаться проявлением повышенного внимания со стороны Еврокомиссии».

Алгоритмическое управление

Алгоритмическое управление – ключевой компонент цифровых трудовых платформ. Он включает в себя инструменты и методы, используемые для автоматизации различных аспектов процесса координации деятельности работников, в том числе распределения задач и отслеживания эффективности их труда. Вместо контроля со стороны человека все здесь опирается на сбор данных и наблюдение.

Однако использование алгоритмического управления вызывает опасения в отношении отслеживания и оценки системами, представляющими собой «черный ящик», всего, что связано с работниками. При этом у работников практически нет возможности оспаривать принятые ими решения.

В отчете, опубликованном некоммерческой организацией Worker Info Exchange, отмечается распространенность слежки за гиг-работниками и отсутствие у них средств правовой защиты при возникновении разногласий. В качестве примера приводится блокирование сервисами агрегаторов такси учетных записей водителей из-за сбоев программного обеспечения распознавания лиц.

Пагубные последствия алгоритмического управления и мониторинга работников освещались в ноябрьском отчете британских парламентариев. «Поскольку работники испытывают постоянное давление со стороны средств микроуправления и автоматической оценки, повсеместный мониторинг и технологии определения целей оказывают выраженное негативное воздействие на их психическое и физическое состояние», – указывают члены межпартийной парламентской группы в документе под названием «Новый рубеж: искусственный интеллект на работе».

«Автоматическое распределение задач и измерение производительности по своей сути не должны вызывать проблем, – отметила вице-президент Gartner Хелен Пойтевин. – Однако проблемы могут возникнуть из-за чрезмерной зависимости от технологии и недостаточно плотного взаимодействия с человеком. Если у вас, к примеру, нет никакой системы поддержки, которая помогала бы работникам расти и учиться, или машины ошибаются, а положительный имидж продолжает играть важную роль. Нужна поддержка на месте».

Предложения Еврокомиссии направлены на повышение прозрачности при использовании инструментов алгоритмического управления для гиг-работников. Они включают в себя:

— Информирование работников о характере использования автоматизированных систем для принятия решений и действий, «оказывающих существенное влияние» на условия труда.

— Исключение из собираемых о сотрудниках данных сведений, в которых нет явной необходимости. Особенно это касается разговоров личного характера и информации, связанной с их здоровьем и эмоциональным состоянием.

— Контроль со стороны человека за функционированием автоматизированных систем. Необходимо исключить для работников риски для здоровья и их психологического состояния, обусловленные алгоритмическим принятием решений.

— Предоставление работникам возможности оспаривать автоматизированные решения, влияющие на их трудовую деятельность. Особенно актуально это для людей, не оформленных в штат, которые регулярно сталкиваются с закрытием или приостановкой действия их учетной записи без объяснения причин.

— Предъявление к поставщикам платформ требования проводить консультации с представителями работников перед внесением существенных изменений в функционирование систем принятия решений.

Предложения Комиссии основаны на действующем регламенте ЕС об общем регулировании защиты данных (General Data Protection Regulation, GDPR), учитывающем интересы работников в части сбора данных. Но, по словам де Стефано, GDPR не обеспечивает такой же ясности в отношении алгоритмического управления, как правила, предлагаемые для гиг-работников. В Комиссии отмечают, что при отстаивании своих прав в рамках GDPR они сталкиваются с определенными трудностями.

Не ограничиваясь временной занятостью

Профессор права Оксфордского университета Джеремиас Адамс-Прасл приветствует правила, предлагаемые в отношении автоматизированных систем принятия решений.

«Вокруг статуса работников, подключаемых к платформе, ходило много споров, а выдвинутая директива охватывает не только эти, но и многие другие вопросы, – подчеркнул он, назвав предложения по-настоящему важным шагом вперед. – Действие правил должно распространяться на всех работников, контролируемых сегодня автоматизированными системами, а не только на тех, кто трудится на условиях временной занятости. Ошибочно рассматривать временную занятость как изолированную часть рынка труда. Я посоветовал бы законодателям подумать о распространении соответствующих правил на всех работников, не ограничиваясь лишь теми из них, кто подключен к платформе».

В последние годы алгоритмическое управление и мониторинг внедряются компаниями в различных отраслях. Довольно часто с алгоритмическим контролем и мониторингом приходится сталкиваться сотрудникам складов. Многие их действия отслеживаются и направляются с помощью программного обеспечения. В ретейле работодатели иногда используют программное обеспечение для автоматического планирования смен.

Традиционные рабочие места также все чаще подвергаются контролю со стороны инструментов мониторинга, с помощью которых эффективность их труда отслеживается во время пандемии COVID-19. Широкое распространение получили средства автоматической записи скриншотов и регистраторы нажатия клавиш.

«Аналогичная тенденция наблюдается на рабочих местах по всему социально-экономическому спектру, но зарождение многих из этих технологий мы наблюдали по большей части в области временной занятости, – указал Адамс-Прассл. – Именно этим и объясняется реакция регуляторов на положение дел в этой сфере».

«Сегодня главная задача заключается в том, чтобы распространить защиту директивы ЕС о цифровой трудовой платформе на всех работников, – заявил де Стефано. – В противном случае мы получим, по сути, сегментированный рынок труда, где будут защищены только работники, подключенные к цифровым трудовым платформам».

Подготовка почвы

Подобно любому другому закону ЕС, новые правила в отношении алгоритмического управления могут иметь серьезные последствия и за пределами 27 стран, входящих в состав Евросоюза.

Если предложения Европейской комиссии будут приняты, компании из других стран, ведущие свою экономическую деятельность в ЕС, должны будут соблюдать правила, утвержденные в этом регионе. Адамс-Прассл подчеркнул значимость своего рода «эффекта Брюсселя», выражающегося в том, что влияние европейского законодательства (в частности, GDPR) в значительной мере распространяется на другие страны и регионы. И он вполне может материализоваться в том числе и в части правил, которые относятся к людям, работающим на условиях временной занятости.

Несмотря на то, что американские компании не имеют непосредственного отношения к GDPR, многие из них оказываются затронуты этим законом. И, выпуская продукт, соответствующий правилам GDPR, они распространяют его по всему миру. Так что влияние эффекта Брюсселя не стоит недооценивать. В конечном итоге последняя итерация превращается в новый ожидаемый стандарт для всей платформы.

Прежде чем предложения будут приняты, они должны пройти обсуждение в Европарламенте и Совете Европы. Никаких установленных сроков вступления их в силу пока нет. А поскольку правила должны пройти процедуру согласования между государствами-членами, ввод их в действие ожидается не ранее 2024 года.

 

Теги: Евросоюз Искусственный интеллект Цифровая экономика GDPR Долевая экономика


На ту же тему: