Эпоха доткомов запомнилась как время излишеств, экспериментов, завышенной самооценки и эксцентричных капризов в технологической отрасли. Технологии с тех пор «повзрослели», а вот некоторые должности с причудливыми названиями по-прежнему существуют, и не только в индустрии ИТ. Взять хотя бы невнятного «директора по прогрессу», или вызывающего умиление «главного рассказчика», или откровенно странного «главного чародея». Возможно, присутствие слова «chief», указывающего на принадлежность к топ-менеджменту, делает владельца такой должности счастливым, однако наличие подобных должностей не всегда лучшее решение для бизнеса. Пройдемся по самым странным позициям, встречающимся в штатных расписаниях технологических и других компаний.
Директор по рациональному природопользованию (chief sustainability officer)
К природопользованию необходимо подходить ответственно — спору нет, но, по мнению экспертов, эта должность не «верхнеуровневая», а вспомогательная, как и посты директора по данным, инновациям, закупкам, работе с клиентами и соблюдению нормативных требований.
Основные элементы бизнеса — это создание и выпуск продуктов и услуг, маркетинг и продажи, организация деятельности и управление капиталом. Поэтому круг топ-менеджеров стоит ограничить генеральным директором, директором по операциям, директором по маркетингу, финансовым директором и директором кадровой службы. В идеале высший уровень руководства не должен превышать семь человек. А когда их становится больше — например, добавляется главный по рациональному природопользованию, то это уже не совсем рационально.
Директор по хлопотам (chief worry officer)
На самом деле должности с таким названием нет, но им можно обозначить всех топ-менеджеров со слишком узким кругом обязанностей, вроде директора по рискам или директора по выручке.
Руководители на подобных должностях обычно отвечают за деятельность в узкой области. Но, будучи причисленными к топ-менеджменту, со временем они могут перетянуть одеяло на себя и сбить компанию с пути, определяемого ее основной миссией. С одной стороны, плюрализм мнений первых лиц компании необходим, с другой — все должны двигаться к единой цели, работая над минимизацией рисков, барьеров и любых угроз основному бизнесу, причем эти задачи не должны быть возложены на плечи только какого-то одного руководителя.
Директор по счастью (chief happiness officer)
Бывают должности, название которых можно толковать столь широко, что соответствующий круг обязанностей теряет четкие очертания. Типичный пример — «директор по счастью». Такую должность завели в ряде стартапов, и там она играет роль своеобразного «талисмана». Обычно человек на этом посту призван служить образцом для подражания — воплощением принципов и культуры компании, которые он должен пропагандировать по всей организации. Теоретически в этом нет ничего плохого, но «навешивание» столь крупной и важной задачи на одного человека освобождает остальных топ-менеджеров от ответственности за нее, хотя в реальности они должны решать ее сообща.
Директор по инклюзивности (chief inclusion officer)
Директор по инклюзивности — еще один пример «директоров по хлопотам». Обычно его основная сфера ответственности — забота о соблюдении принципов этнического и культурного разнообразия, которые опять же должны быть не отдельной задачей, а общекорпоративным делом. Во многих компаниях вводят еще одного «главного», потому что искренне стремятся к инклюзивности, хотя это и не лучший способ ее обеспечить. Лучше воздержаться от создания «модной» должности и просто пропагандировать образ мышления, в рамках которого инклюзивность является нормой. Это потребует участия других сотрудников помимо топ-менеджмента — по схеме, аналогичной принципу представления интересов работников в правлении компании, принятому в Германии и некоторых других странах.
Главный рассказчик (chief storyteller)
Должность с таким названием появилась в 2010 году в Microsoft. В обязанности занявшего ее Стива Клейтона входили публичные уточнения и разъяснения клиентам действий корпорации. Это может быть значимым для компании, но не совсем ясно, какие именно руководящие обязанности выполняет такой топ-менеджер. Подобные должности обычно появляются в компании, когда некая функция приобретает особую важность для ее выживания. Примеры: в Wells Fargo и Uber был введен пост директора по этике после ряда скандалов, чтобы продемонстрировать рынку, акционерам, широкой публике и правлению, что в компании работают над решением проблемы.
Директор по корпоративной атмосфере (chief experience officer)
Само собой разумеется, что наличие слова «chief» в названии должности не делает занимающего ее человека автоматически участником высшего руководства. Эта должность может называться по-разному: «директор по первым впечатлениям», «директор по работе с посетителями», «директор по комфорту сотрудников», «директор по культуре», «главный евангелист культурных ценностей» и т. д. Но по своим задачам такой руководитель фактически не отличаются от секретаря в приемной.
Возможно, слово «директор» в названии вакансии просто используют как приманку, чтобы привлечь более ценных кандидатов. Но вряд ли это действенный метод, ведь если в вакансии что-то выглядит не слишком понятным, соискатель просто проигнорирует такое объявление.
Директор по вечеринкам (chief party officer)
Иногда название должности просто отражает разлад, который творится в организации. Например, в одной компании был «директор по вечеринкам». Фактически же это был менеджер по операциям, и его дополнительной обязанностью было проведение мероприятий, направленных на повышение морального духа работников, — так называемых проектов большого позитива. На одном таком мероприятии занимались тем, что разбрызгивали краску на стены в офисах, чтобы они не казались слишком унылыми. Почему-то наряду с этими «веселыми проектами» в обязанности «директора по вечеринкам» входило проведение собраний, посвященных обязательному дресс-коду, и учений по пожарной безопасности.
Главный чародей
Историю об этой должности рассказала маркетолог. По словам рассказчицы, она недолго работала на компанию, оказавшуюся фальшивкой. «Главный чародей» был ее основателем и, собственно, главным мошенником. Он обманом убедил инвестора вложить 17 млн долл. в несуществующий ИТ-продукт, о котором рассказывал на конференциях по всему миру. Дочь инвестора получила в компании должность «директора по улыбкам и мечтам».
Компания в итоге лопнула, после того как инвесторы все же выяснили, что продукт вымышленный. Примечательно, что чудаческие названия должностей никого не смутили, поскольку подобные чудачества — обычная «фишка» Кремниевой долины.
Директор по вкусам (chief flavor officer)
И наконец, есть должности со словом «chief», которые не обозначают никакой роли в высшем руководстве, да и какой-либо вообще конкретной роли в организации. Такие должности — что-то вроде почетных университетских степеней.
Пример: компания — производитель напитков Bai наградила Джастина Тимберлейка за его инвестиции должностью «директора по вкусам». Тратит ли он свое время на то, чтобы контролировать, какие вкусоароматические добавки используются в продукции Bai? Журнал Fortune цитирует главу компании Бена Вейсса: «Джастин обладает колоссальным творческим потенциалом. Его действительно волнует качество наших напитков, и в вопросах маркетинга и обновления вкусов у него есть мнение, к которому стоит прислушаться». Другими словами, Джастин Тимберлейк не курирует вкусы напитков Bai.
— Josh Fruhlinger. 9 chiefs you don't need in the C-suite. CIO. October 26, 2018