Вестник цифровой трансформации

Биометрия – пропуск в мир новых бизнес-приложений
Биометрия – пропуск в мир новых бизнес-приложений

Иван Смирнов: «Скоро банкиры сложат фрагменты первых удачных внедрений в единую картину мультисервисных внутренних платформ биометрической идентификации, чтобы решать очень широкий круг задач»

Источник: RedSys


13:49 20.01.2017  |  Алексей Есауленко | 4658 просмотров



Голос, двухмерные и трехмерные изображения лица, отпечатки пальцев рук, снимок радужной оболочки глаза – эти уникальные характеристики личности могут стать простым и удобным инструментом доступа к системе госуслуг, банковским и иным приложениям.

Системным проектом развития электронного правительства России на период до 2020 года предусматривается использование биометрических данных для различных приложений, связанных с идентификацией пользователей. Осенью 2016 года этот вопрос рассматривался на специальной правительственной комиссии, где было предложено разработать общие правила использования биометрии и создать национальный центр для хранения биометрических данных всех россиян. Предположительно центр будет функционировать под эгидой Минкомсвязи и Центробанка. В рамках своей компетенции этот проект рассматривает и ФСБ России. Голос, двухмерные и трехмерные изображения лица, отпечатки пальцев рук, снимок радужной оболочки глаза – все эти уникальные характеристики личности могут стать простым и удобным пропуском в системы оказания госуслуг, банковские или иные приложения. О том, какие возможности биометрия открывает для российских предприятий и что об этом должны знать ИТ-директора, рассказывает директор департамента инженерно-технических систем безопасности RedSys Иван Смирнов.

– В каких отраслях экономики российские предприятия могут быстрее всего получить ощутимый эффект от внедрения биометрических технологий?

Первыми среди коммерческих организаций, осознавших практические выгоды от использования биометрических технологий при относительно небольшом уровне инвестиций, стали банки. Сферы применения таких систем в банковской деятельности: минимизация мошеннических действий в кредитном процессе (так называемый биометрический кредитный конвейер), аутентификация клиентов по голосу в контакт-центрах, аутентификация сотрудников в информационных системах банка по изображению лица. В двух-трехлетней перспективе успешно будут решены вопросы идентификации клиентов банка по изображению лица в отделениях, мультимодальная биометрическая верификация клиента в каналах дистанционного банковского обслуживания (в том числе при совершении ряда важных финансовых операций), выдача «срочных» денежных средств в АТМ с использованием биометрической верификации владельца счета, биометрическая верификация платежей при покупке. Есть информация о внедрении некоторых фрагментов соответствующих пилотов или проектов, но очень скоро банкиры сложат все эти компоненты в единую картину мультисервисных внутренних платформ биометрической идентификации для практического решения очень широкого круга задач. Качество и точность технологий уже позволяют быть уверенными в успехе. Следующим и наиболее интересным направлением развития видится применение мультимодальной биометрической платформы при аутентификации населения в рамках ЕСИА Минкомсвязи. Простой пример: автомобилист забыл документы на автотранспортное средство, но может продемонстрировать сотруднику ГИБДД на мобильном устройстве электронную версию документов. Остается вопрос: действительно ли данный человек является собственником предъявленных электронных документов? Ответ сможет дать биометрическая верификация в удостоверяющем центре. В Индии это уже работает в рамках национального бюро UIDAI. А представьте себе регистрацию в аэропорту на стойке вылета без паспорта, вернее сказать, с использованием электронного паспорта гражданина. Удобно? Конечно, пользователю такой системы придется пройти процедуру предоставления биометрических данных, например в многофункциональных центрах оказания государственных услуг населению, но преимущества значительно перевесят все неудобства такой процедуры. Да, есть и законодательные ограничения, но в этой сфере произойдут изменения. Также есть значительный технологический потенциал для быстрого роста применения биометрии в сфере ретейла, но прежде отношению граждан предстоит пройти эволюционный путь: от недоверия – «потому что за мной следят» и «я не хочу, чтобы меня узнавали на входе» – до «мне удобно платить без карты», «я получаю привилегии без карты», «сотрудник меня встречает и обслуживает в соответствии с моим статусом». Собственники бизнеса получат механизмы очень точного анализа клиентской базы и средства управленческого учета, вплоть до контроля эффективности работы консультантов с клиентами в торговом зале. Тот, кто подготовит и отладит необходимый технологический инструментарий, сбалансирует стоимость его владения, обретет большие преимущества перед остальными участниками рынка. Тема будет важна для ретейла с высоким и средним чеком.

– Какая биометрия наиболее перспективна в корпоративных приложениях?

Беспарольная аутентификация в информационных системах по отпечатку пальца, изображению лица, радужной оболочке глаза. Очень многие уже привыкли использовать технологии Apple и Samsung для доступа в различные приложения, включая банковские. Это удобно и при правильном подходе намного безопаснее, чем пароли и пин-коды. Со временем законодатели постараются ограничить и сделать управляемой передачу биометрических данных в информационные системы технологических гигантов, в этом будет много плюсов для государства. А пароли, пин-коды и легко передаваемые электронные ключи (ibutton) начнут вытесняться биометрией, двухфакторными системами (например, лицо + пин).

– Станет ли биометрия новой головной болью для ИТ-директоров или, напротив, облегчит им реализацию ИТ-стратегии, направленной на цифровую трансформацию?

И то и другое. Сам процесс установки и промышленного запуска систем биометрической идентификации не всегда прост, а ожидания заказчика могут разойтись с реальными возможностями технологии. Именно поэтому целесообразно сначала «увидеть» на примере прикладного пилотного проекта, как технология заработает в интересах конкретного заказчика на конкретной ИТ-инфраструктуре, а затем оценить экономические преимущества внедрения. При правильной реализации проекта эффект от внедрения будет с большим знаком плюс. К тому же грамотно реализованный проект биометрической идентификации может стать предметом гордости и свидетельством высокой осведомленности CIO в ключевых технологических тенденциях.

Теги: Итого Интервью