Руководители ИТ-служб уже устали от цифровых преобразований, и не только потому, что под таковыми в большинстве случаев подразумевается практически любая ИТ-модернизация. Как выясняется, ИТ-директора рассчитывают в перспективе на поддержку трансформации со стороны генерального директора и совета директоров, которые не склонны к долгому ожиданию в эпоху стремительных прорывов.
Многие компании — достаточно вспомнить хотя бы General Electric — при реализации проектов цифровой трансформации в масштабе всего предприятия потерпели неудачу. По словам аналитика Forrester Research Аллена Бонда, сложившаяся тенденция сохранится и в 2019 году. Будучи убежденным в том, что цифровая трансформация потребует очередных сдвигов в технологиях, навыках и культуре, способствующих построению новых бизнес-моделей, Бонд считает, что подход Большого взрыва, несмотря на развернувшуюся вокруг него шумиху, не даст ответов на накопившиеся вопросы.
«От цифровой трансформации, построенной по принципу большой метлы, уже ощущается некоторая усталость, — заметил он. — Возникает потребность в технологических лидерах и руководителях электронного бизнеса, предпочитающих не столь тотальные перемены. Руководство предприятий выражает сегодня готовность к прорыву, но все должно быть сделано быстро и иметь практическую направленность».
В интервью для CIO.com Бонд высказал пять основных прогнозов в отношении цифровой трансформации в 2019 году и указал, каким образом ИТ-директорам следует адаптироваться к происходящим изменениям.
1. Превращение цифровой трансформации в специализированные инновации
Компании и дальше будут трансформироваться, но более итерационными, умеренными темпами. Полутора- или двухлетние инновационные циклы придут на смену 5–7-летнему долгострою. В качестве примера Бонд привел компанию Adidas, экспериментирующую с обувью, распечатываемой на 3D-принтере, и Office Depot, тестирующую в своих магазинах сервисы цифрового маркетинга. Можно вспомнить также внедрение Metlife программного обеспечения искусственного интеллекта и развертывание Synchrony чат-бота. Оба эти проекта были призваны улучшить обслуживание технически подкованных потребителей.
В 2019 году в компаниях появится новый параметр окупаемости — «окупаемость инноваций» с ранжированием цифровых технологий в соответствии с той выгодой, которую они приносят компании. Ожидается, что цифровым показателям эффективности будет отводиться все более важная роль. Для трансформации нужно время, она должна состоять из небольших, управляемых порций инноваций, которые сулят ощутимую выгоду.
Бонд рекомендует: Ищите быстрые победы, накладывайте их друг на друга и дайте цифровым лидерам возможность выстраивать новые конструкции поверх уже имеющихся. Этот способ предполагает последовательное выполнение отдельных этапов, каждый из которых должен окупаться.
2. Окупаемость операционной эффективности
«Более пристальное внимание к рационализации операций дополняется ослабеванием энергичности цифровой трансформации и связанной с ней риторики, — заметил Бонд. — В 2019 году компании ускорят ориентацию на цифровые операции, улучшающие конечный результат для клиентов и обеспечивающие эффективность».
Хотя ориентированная на клиентов трансформация по-прежнему останется нацеленной на рост валового дохода, руководители ИТ-служб начнут уделять больше внимания рентабельности. Они будут прикрывать честолюбивые проекты руководства, сосредоточиваясь на самообслуживании там, где это возможно. «Результат важен, особенно если он выразится в эффективности, удовлетворении клиентов и оптимизации затрат», — указал Бонд.
Бонд рекомендует: ИТ-директорам следует ограничить разрастание громоздких приложений, предлагаемых в качестве сервиса и способствующих легализации теневых ИТ. В конечном итоге компании нуждаются в приложениях, обеспечивающих вовлечение клиентов. Наступает благоприятный момент для проведения инвентаризации, и, если сервисы SaaS не приносят выгоды, ИТ-директору следует их отключить.
3. Время управлять продуктами
В 2018 году ИТ-директора все чаще говорят о переходе от управления проектами к управлению продуктами с поддержкой концепции «всё в качестве услуги» (everything-as-a-service, XaaS) и с растущей ориентацией на поддержку и упрощение схем клиентского перехода.
С учетом продолжающейся ориентации ИТ-директоров на клиентов в 2019 году можно ждать появления должностей, ориентированных на продукты, в том числе цифровых дизайнеров, менеджеров по продуктам и «менеджеров по восприятию». Компании должны нанимать менеджеров по продуктам, которые поддерживали бы связь между службами маркетинга и ИТ, занимались бы урегулированием споров и поиском новых путей выхода на рынки.
Бонд рекомендует: Главное, чтобы менеджер по продуктам не слишком увлекался инженерными вопросами в ущерб маркетингу, с тем чтобы «глас клиента» не был утерян, поскольку это может навредить компании. Если управление продуктами очень тесно связано с инженерными вопросами, установить на рынке партнерские отношения будет значительно сложнее.
4. Развитие платформ B2B и электронной коммерции
Корпоративному сектору давно известно, что благодаря распространению API и облачных технологий экономика становится платформенно-ориентированной. Приобретение компанией Salesforce.com специализирующейся на API MuleSoft служит подтверждением этой тенденции. Компании намерены удвоить нынешний масштаб платформ. «Помимо рассмотрения цифровых точек соприкосновения в качестве потребительских каналов, компании будут стремиться повысить эффективность взаимодействия с поставщиками и дистрибьюторами, дистрибьюторы же будут использовать свои рыночные данные и ноу-хау в качестве страховки против дезинтермедиации», — указал Бонд.
Бонд рекомендует: Разрабатывая стратегию платформы, прекратите относиться к данным как к «государственным секретам», вместо того чтобы делиться ими с дистрибьюторами и поставщиками. Ведь они могут стать для вас отличными партнерами в части обмена данными. Если же такого партнерства не получается, продолжайте работать с ними, проявляя гибкость.
5. Интеграция в цифровой стек искусственного интеллекта
Популярность искусственного интеллекта сегодня неоспорима. Фактически каждое предприятие изучает соответствующие средства, начиная от интеллектуальной автоматизации и виртуальных помощников и заканчивая анализом мошеннических операций. Но по мере того как поставщики все теснее вплетают искусственный интеллект в свой технологический стек, у ИТ-директоров исчезает потребность в экспериментах, сдерживаемых давлением со стороны предприятий.
В качестве примера Бонд привел технологию искусственного интеллекта Adobe Sensei, упрощающую проведение маркетинговых кампаний, а также систему IBM Watson, находящую применение в самых разных областях, начиная от здравоохранения и заканчивая прогнозированием погоды. «Повлиять на назойливую рекламу мы не можем, но она исчезнет сама собой по мере ужесточения финансирования, — заметил Бонд. — А средства искусственного интеллекта будут все активнее интегрироваться в цифровые процессы и инструменты». В качестве примеров можно привести выдачу рекомендаций с помощью искусственного интеллекта, управление контентом и системы планирования цепочек поставок.
Бонд рекомендует: Игнорируйте шумиху и нацеливайтесь на быстрый результат. В 2019 году руководителям цифровых проектов следует поддерживать тесные связи со своими коллегами из операционных и маркетинговых подразделений, продолжая автоматизировать внутренние процессы и рационализировать работу команд, непосредственно взаимодействующих с клиентами.
Призыв к ускорению и итерационным инновациям полностью согласуется с идеей Бонда уменьшать масштабы цифровой трансформации.
«Речь идет об использовании гибких методологий и проектного мышления, стимулирующего положительные перемены, — добавил Бонд. — В 2019 году нам следует сосредоточиться на цифровом опыте обслуживания клиентов, используя технологии и партнеров для создания краткосрочных выгод, которые помогут нам удовлетворить свои долгосрочные амбиции».
— Clint Boulton. 5 digital transformation trends for 2019. CIO. NOV 7, 2018