Сраженные обещаниями повысить гибкость бизнеса при одновременном сокращении затрат, ИТ-директора массово мигрируют в облако. Но аренда облачных сервисов порождает новые проблемы, связанные в том числе и с управлением счетами, которые заполняются тысячами строк, генерируемых экземплярами сервисов по всему миру.
Предприятия все чаще обращаются к FinOps (financial operations), дисциплине управления бизнесом, нашедшей воплощение в соответствующем аналитическом программном обеспечении, предназначенном для расчета стоимости обслуживания в публичных облаках. Такой подход должен помочь предприятиям лучше планировать, рассчитывать финансирование и прогнозировать требования к расходам при потреблении облачных сервисов.
Эксперты называют FinOps инструментом оптимизации затрат, которая приобретает критически важное значение по мере того, как компании переводят все больше своих ключевых ИТ-функций из самостоятельно контролируемых ЦОДов с постоянными затратами в облака с затратами переменными. По оценкам Gartner, до 2022 года рынок публичных облачных сервисов будет ежегодно расти почти на 17%, и к концу этого периода достигнет 360 млрд долл.
Как ни удивительно, именно в этом сегменте аналитики обнаруживают исключительное расточительство с точки зрения как расходования драгоценного бюджета, так и использования ресурсов. Из 300 руководителей финансовых и ИТ-служб, опрошенных 451 Research, 80% отметили, что слабое управление финансами в облачной сфере негативно отражается на их бизнесе; 57% ежедневно выражают обеспокоенность управлением облачными затратами, а 69% регулярно превышают заложенный облачный бюджет на 25% и более.
Экономика облака
«Облако – не только технологический феномен XXI века, но и экономическая модель, движимая цифровой трансформацией, – указывает автор облачной стратегии компании Capital One Бернард Голден. (Capital One Financial Corporation — американская банковская холдинговая компания, специализирующаяся на кредитных карточках, ипотечных кредитах, автокредитах, банковских и сберегательных продуктах. — Прим. перев.) – Облако – новая эпоха фабричного производства. Способность облаков автоматизировать функции и повышать эффективность работы компаний аналогична революции Генри Форда, которую тот устроил в автомобильной отрасли путем организации фабричного производства и автоматизации некоторых процессов, позволившей ускорить выпуск автомобилей. Подобно тому, как Форд сократил расходы на производство автомобилей за счет использования средств автоматизации, предприятия должны минимизировать свои затраты на облачное программное обеспечение путем их оптимизации и управления ими».
Многие крупные предприятия вводят должности разработчиков облачных стратегий, которые должны помочь анализировать и управлять облачными ресурсами. Роль Джозефа Дейли в качестве директора по облачной оптимизации в Nationwide заключается в том, чтобы определять характер операций компании в облаке. (Nationwide — одна из крупнейших в мире компаний в области страховых и финансовых сервисов. — Прим. перев.)
По мере перемещения вычислительных ресурсов в Amazon Web Services и Azure компания Nationwide столкнулась с вопросом выбора оптимальной облачной платформы. Сложность выбора «правильного» облачного сервиса является общей проблемой при переходе в облако. То же самое относится и к «черному ящику» облака в части понимания затрат на конкретные облачные сервисы. Счета за облачные сервисы, выставляемые AWS, Microsoft и другими провайдерами, становятся слишком подробными и громоздкими. FinOps помогает предприятиям отслеживать свои затраты на ресурсы процессора, памяти и хранения, внося соответствующие корректировки, связанные с выбором серверов, которые лучше подходят им с точки зрения ресурсов и требований.
Главное же, наверное, заключается в том, что FinOps помогает Дейли обсуждать с коллегами стоимость запуска в облаке конкретных бизнес-процессов. Коллегам его предстоит решить, что следует изменить, для того чтобы уменьшить сумму счета за потребление облачных сервисов. «С этого начинается корректировка операционной модели, которая способствует повышению прозрачности затрат», – замечает Дейли.
Прозрачность расходов имеет решающее значение и для Алекса Ландиса, финансового менеджера проекта разработки платформ AWS в AutoDesk. С его помощью компании удалось добиться серьезного прогресса в области перехода от продаж традиционных программ для построения чертежей к предоставлению аналогичных SaaS-сервисов в AWS и других облаках. Будучи бизнес-аналитиком по образованию, сегодня Ландис учится выстраивать платформу публичных облачных программных сервисов.
Благодаря централизации и внедрения политик управления AutoDesk уже удалось сэкономить на облачных затратах сотни тысяч долларов.
«Больше всего меня беспокоит внутреннее использование нашей облачной платформы, которое гарантирует нам более высокую эффективность и решение задач, которые помогут нашим клиентам добиваться более серьезных успехов, – подчеркивает Ландис. – Сюда относится в том числе и помощь руководству в понимании экономики и ценности облака. Определение целей и драйверов развития бизнеса является ключевым условием успешного управления облаком. Но реальность такова, что многие создают собственные практики FinOps буквально на лету. Это открытая новая концепция, в которой передовой опыт нарабатывается по мере нашего общего продвижения вперед».
Затраты на использование серверов в модели без серверов
Сопоставление потребленных услуг с выставленными за них счетами в «отчетах об использовании сервисов», генерируемых AWS, всегда вызывает немало трудностей у руководителей финансовых и ИТ-служб. Многие из них вынуждены прибегать к своеобразному реверс-инжинирингу в попытках выяснить, насколько запрашиваемые деньги соотносятся с реальными обращениями к API.
«Объемы обработки данных настолько велики, что вам приходится иметь дело со списком транзакций в сотни миллионов строк», – отмечает Джейсон Фуллер, возглавляющий направление операций и управления облаком в компании Here Technologies, разрабатывающей навигационные программы для автомобильной отрасли и других секторов.
Провайдеры облачных сервисов все чаще исключают из счетов упоминания о серверах, предлагая в качестве замены функции в виде сервиса (functions-as-a-service, FaaS). В этих условиях компании платят только за использование программного кода, который обеспечивает функционирование их приложений. Эти транзакции выполняются за доли секунды, генерируя еще больше строк еще быстрее, что приводит к значительному увеличению объемов и сложности выставленных счетов. «Когда вы пишете код для новой функции, обращение к сервисам происходит очень быстро, и массу людей можно обслужить за совсем небольшие деньги, – пояснил Фуллер. – Но при выполнении миллиардов транзакций количество таких обращений стремительно растет. И это вызывает у клиентов уже серьезные трудности».
С этим согласен и Дж.Р. Стормент, соучредитель компании Cloudability, выпускающей программное обеспечение FinOps для составления прейскурантов на потребленные предприятиями облачные сервисы.
"Каждый месяц мы видим счета за потребленные облачные сервисы, размеры которых в несжатом виде могут достигать 450 гигабайт, – говорит он. – Таков счет в текстовой форме только для одной компании за один месяц. Посекундный биллинг в сочетании с расширением ассортимента предлагаемых сервисов (у AWS он насчитывает более 200 тыс. единиц) и ростом популярности публичных облаков, обороты которых исчисляются уже девятизначными числами, порождают для крупных предприятий огромное количество данных".
В целях систематизации практик FinOps компания Cloudbility объединила усилия с Nationwide, AutoDesk, Here Technologies и прочими, сформировав некоммерческую ассоциацию FinOps Foundation (F2), которая сосредоточена на продвижении передового опыта и стандартов управления финансированием облачных сервисов.
Лучшие практики FinOps
Независимо от того, придерживаются ли компании рекомендаций F2 или же разрабатывают собственные методики, Голден выделяет четыре ключевые стратегии управления облачными затратами.
— Определите, кто и на что тратит. Для этого необходимо провести инвентаризацию ваших ресурсов и определить, к каким ресурсам имеют доступ приложения. Это особенно важно для предприятий, где тысячи людей обращаются к сотням приложений.
— Не запрашивайте газонокосилку там, где подойдет триммер. Является ли инстанс EC2 оптимальным для вас или же он избыточен? Используйте и платите только за то, что вам действительно нужно.
— Оптимизируйте расходы. Рассмотрите возможность использования зарезервированных экземпляров, резервирования ресурсов и мощностей в определенной зоне. Это позволит закупать вычислительные ресурсы, которые вам понадобятся, дешевле, чем при их потреблении по требованию.
— Создавайте приложения, которые «готовы для облака». Проектируйте свои приложения с учетом их горизонтального масштабирования. В этом случае вы сможете добавлять или убирать ресурсы по мере необходимости.
«Таковы на сегодняшний день лучшие практики в части управления облачными затратами, – подчеркивает Голден. – Что же касается поиска подходящего кандидата на роль менеджера по облачной стратегии или оптимизации облачных затрат, это должен быть человек, который хорошо соотносит бизнес-требования с тем, что предстоит построить компании. Никого с десятилетним опытом управления облачными затратами на рынке вы не найдете».