Любой ИТ-руководитель ищет пути ускорения работы и повышения эффективности своего подразделения. Ведь в конечном итоге отставание ИТ негативно отражается на бизнес-операциях и тормозит инновации.
Слабая ИТ-служба ограничивает возможности предприятия в части удовлетворения меняющихся потребностей рынка, увеличивает продолжительность разработки и выпуска новых продуктов и сервисов и в конце концов приводит к недовольству клиентов.
К счастью, повышения производительности труда можно добиться не только за счет ухудшения морального состояния сотрудников. Решающую роль в пробуждении дремлющего ИТ-подразделения и подталкивании его к активным действиям могут сыграть наиболее мотивированные члены команды. «Если вы хотите добиться повышения производительности ИТ-службы, демонстрируйте свою вовлеченность, – советует ИТ-директор поставщика глобальных ИТ-сервисов Insight Майк Гуггемос. – Лишь очень немногие хорошие решения удается принять, сидя в кресле».
И вот как можно придать ускорение ИТ-службе.
1. Изложите цели
Держать членов ИТ-команды в неведении – значит убить их моральный дух. «До каждого члена команды важно доводить информацию о состоянии бизнеса и о том, какой вклад этот сотрудник вносит в достижение общих целей, – указал технический директор поставщика инструментов для создания пользовательского интерфейса Skuid Майк Дюнсинг. – Все должны почувствовать, какую роль они играют в успехе компании».
Чтобы мотивировать членов команды, ИТ-лидерам достаточно просто проявлять честность. Многие руководители ИТ-групп выходят перед залом и начинают проводить презентации с многочисленными таблицами и аналогиями, тогда как достаточно было бы просто показать, что происходит в компании и почему этот конкретный проект так важен для достижения целей и реализации стратегии.
Желательно хотя бы ежеквартально определять индивидуальные цели и затем при необходимости корректировать их в процессе личного общения – это очень важно. Чтобы члены вашей команды демонстрировали непрерывно улучшающиеся результаты и чувствовали свою вовлеченность, необходимо проводить обучение и совершенствовать навыки (как технические, так и деловые).
2. Предоставьте персоналу инструменты, которые нужны для достижения успеха
Оснащение ИТ-службы неадекватным или устаревшим программным обеспечением и оборудованием гарантированно приведет к снижению производительности. Заставляя членов команды тратить свое время на выполнение монотонной, легко поддающейся автоматизации работы, вы также наносите ущерб потенциальному успеху в долгосрочной перспективе.
Инструменты автоматизации, такие как средства непрерывного развертывания, избавляют персонал от выполнения повторяющихся рутинных операций. Руководителям ИТ-служб рекомендуется задуматься об использовании таких инструментов, как Jenkins, Bamboo и Team City.
Никогда еще не было возможности так просто автоматизировать ИТ-операции, как сейчас. Сегодня в мире есть сотни средств мониторинга и контроля! Следует помнить, что большинство современных технологий, разработанных в последние пять лет, предназначены для мониторинга, управления и в некоторых случаях для самокоррекции.
3. Внимательно отслеживайте производительность
Ключевые показатели эффективности (key performance indicators, KPI) имеют очень важное значение для мониторинга общей производительности ИТ. Однако многие ИТ-службы ориентируются на неверные индикаторы. Выбирайте такие показатели эффективности, которые важны для бизнеса, а не только для ИТ.
Марк Томас, президент компании Escoute Consulting, дающей консультации по корпоративному управлению ИТ, предпочитает привязываться к критическим факторам успеха, которые увязаны с общими целями предприятия и потребностями заинтересованных сторон. Его подход гарантирует, что средства управления будут ориентированы на сбор, анализ, обработку и реакцию на конкретные ключевые жизненно важные признаки. Многие ключевые показатели эффективности могут также стать ключевыми индикаторами риска (key risk indicators, KRI), которые предупреждают о возрастающих рисках, способных отрицательно повлиять на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон.
4. Не допускайте появления у подчиненных признаков выгорания
Тяжелый труд – это замечательно. Однако чрезмерная работа приводит к разнообразным расстройствам, ошибкам и падению производительности. Дэвид Ли, операционный директор в Kastling Group, специализирующейся на разработке ИТ-стратегии и консультациях, убежден в том, что лучший способ справиться с выгоранием – не допустить выгорания. Нужно обеспечить наличие в производственном календаре у каждого сотрудника «легких недель». Определенную пользу принесет также празднование небольших побед.
Старший директор Citrix по управлению угрозами и трансформации бизнеса Майк Орож пошел еще дальше: «Совершайте с коллегами прогулки, обедайте вместе с ними, делайте недолгий перерыв, чтобы выпить чашечку кофе. Эти простые совместные мероприятия способствуют сближению, формированию производственной среды, которая положительно влияет на производительность».
Реалистичные, хорошо проработанные планы и сроки реализации проектов также играют важную роль в деле профилактики выгорания. Довольно часто команды нагружают незапланированными, не заложенными в бюджет и недостаточно проработанными проектами без учета того, над чем они уже трудятся, – это, пожалуй, одна из главных ошибок, c которой приходится сталкиваться постоянно.
5. Поддерживайте вовлеченность и удовлетворенность сотрудников
Один из самых больших секретов управления ИТ связан с искусством каскадирования целей. Такая технология не нова, но является ключевым принципом управления производительностью организации.
Каскад целей – это метод преобразования и перевода целей в организации с одного уровня на другой. Задача менеджера заключается в том, чтобы описать вклад, который члены его команды вносят в достижение результатов на следующем уровне. Благодаря этому каждый сотрудник может осознать конкретную ценность целей и оценить собственный вклад в получение организацией соответствующих преимуществ.
6. Не поддавайтесь соблазну управления на микроуровне
Подобно родителям, которые учат своего ребенка кататься на велосипеде, многие ИТ-лидеры боятся «отпустить седло» и позволить членам своей команды продемонстрировать все, чему они научились в части самоуправления и использования предоставленных полномочий.
ИТ-руководители утверждают, что они не против расширения прав и возможностей, но как только что-то идет не так, они вновь берут вожжи в свои руки, возвращаясь к управлению на микроуровне. Это весьма распространенная реакция, но если люди хотят сформировать новую культуру, они должны продемонстрировать свою готовность к переменам.
7. Давайте сотрудникам стимул к расширению и углублению своих знаний
Успешный ИТ-лидер заряжает и мотивирует членов своей команды, побуждая их совершенствовать навыки.
Предоставление сотрудникам возможности посещать конференции и профессиональные мероприятия не только способствует генерации новых идей и разработке новых технологий, но и помогает людям отвлечься от рутинной работы, одновременно улучшая их моральное состояние.
8. Берите на вооружение свежие подходы и методы
Главным фактором прироста производительности ИТ-службы стало появление методов гибкой разработки и DevOps, способствующих сближению бизнес-подразделений и ИТ-команд. Это помогает бизнес-подразделениям активнее участвовать в определении приоритетов и направлений развития, что в свою очередь способствует оптимизации решений, улучшению их согласованности с бизнес-процессами и упрощению реализации.
Нужно перестать думать о работе как о машине, которую можно оптимизировать, потянув за определенные рычаги, считает Дэйв Уэст, генеральный директор компании Scrum.org, предлагающей услуги по доставке программного обеспечения, его оценке и сертификации. Постарайтесь сформировать целостное восприятие рабочей среды и лучше доносить до подчиненных свое видение.
9. Используйте новейшие достижения в области управления
Многие ИТ-лидеры полагаются исключительно на свой технологический опыт и не уделяют особого внимания изучению управленческих методов.
Они склонны придерживаться подходов Management 1.0 или Management 2.0, воспринимая своих подчиненных как элементы управления ресурсами (1.0) или делая ставку на управляющие процессы (2.0), такие как обратная связь 360 градусов. Концепция Management 3.0 признает сложность сегодняшней операционной среды и роль наделенных необходимыми полномочиями и мотивированных людей в решении различных задач. Чтобы принять и внедрить эту концепцию, от руководства и лидеров требуются высокий уровень доверия и немалое мужество.
10. Изучите точку зрения стороннего доверенного консультанта
ИТ-лидеры зачастую направляют свое внимание исключительно на технологические вопросы и не видят или не могут оценить весь спектр влияния ИТ-службы на другие подразделения. Взгляд со стороны помогает лучше понять происходящее и вникнуть в отраслевые тенденции и инструменты, которые способствуют повышению производительности. Иногда неплохо было бы получить внешний совет и поддержку, подобно спортсмену, которому тренер помогает взглянуть на ситуацию по-другому. Но тренер в лучшем случае может лишь рассказать о выигрышных организационных методах. Реальные перемены создают только люди, находящиеся внутри организации.
Первый шаг
Хотелось бы верить, что благодаря четкому изложению целей, анализу показателей и наделению необходимыми полномочиями ИТ-служба сразу заработает с максимальной производительностью. Но дело не только в этом. Выстраивание высокопроизводительной команды требует терпения и настойчивости.
Нужно, чтобы персонал ИТ-службы начал меняться органически. Даже самый незначительный шаг к самоуправлению и наделению полномочиями способен стать залогом того, что люди будут использовать открывающиеся возможности.
– John Edwards.10 ways to improve IT performance (without killing morale). CIO. FEB 21, 2018