Некоммерческий сектор экономики в большинстве своем непрозрачен, что порождает низкий уровень общественного доверия к таким организациям. Достоверные и оперативные данные для учета НКО и оценки их благонадежности отсутствуют либо недостаточно доступны.
Решить эту проблему призвана цифровая платформа «Атлас НКО» — агрегатор открытых данных о деятельности некоммерческих организаций. Решение создали в Ростовской области, а затем тиражировали на всю Россию. Это веб-портал, обеспечивающий открытый и бесплатный пользовательский доступ к данным о деятельности НКО. Он содержит обобщенные данные о некоммерческих организациях из официальных источников: федеральных служб, ведомств и организаций. Об истории проекта и достигнутых результатах рассказывает Анна Белан, директор АНО Центр инноваций социальной сферы «Атлас некоммерческих организаций», ставшая номинантом на премию Data Award 2022 .
— В чем заключалась проблема, для решения которой создали «Атлас НКО»?
Сама идея создания платформы родилась еще в 2018 году, когда Общественная палата Ростовской области приняла решение проанализировать состояние некоммерческого сектора в регионе. НКО — «мягкая третья сила», которая способна решать различные социальные проблемы, до которых государство или не дотягивается вовсе, или задействовано в их урегулировании не в полной мере. Каких-либо инструментов, позволяющих проанализировать, насколько эффективно работает некоммерческий сектор, просто не было. Соответственно, не было и возможности отделить «живые» организации от существующих лишь на бумаге. Какие-либо оперативные данные о деятельности НКО, позволяющие оценить их благонадежность, также отсутствовали. Источники информации об этом объемны и сложны в обработке.
Такие барьеры осложняли контрольно-надзорную деятельность и принятие управленческих решений, касающихся НКО (финансирование, взаимодействие, вовлечение в социальные преобразования). Это стало отправной точкой для создания цифровой платформы «Атлас НКО», которая позволяла бы вести прозрачный учет НКО и обеспечивать мониторинг их активности на территории каждого муниципалитета.
— Как работала ваша организация до запуска цифровой платформы, что она собой представляла и какие задачи решала?
Изначально «Атлас НКО» создавался как оператор цифровой платформы, хотя, конечно же, ее появления пришлось ждать довольно долго.
В декабре нам исполнилось три года, и сейчас наш функционал существенно расширился: мы стали ресурсным центром, обеспечивающим инфраструктурную поддержку некоммерческому сектору — от регистрации, бухгалтерского и юридического сопровождения до проведения различных образовательных мероприятий. Кроме того, мы помогаем привлекать грантовое финансирование, участвуя в подготовке заявок на различные конкурсы. Можем взять на себя существенную часть бумажной работы, чтобы НКО могли, не отвлекаясь на рутину, делать то, ради чего создаются, — нести добро. Разумеется, речь идет лишь о тех организациях, которые в этом заинтересованы, — принудительно «причинять добро» мы не собираемся и работаем с теми, кто готов сотрудничать.
Отдельным направлением нашей деятельности является аналитика: мы исследуем состояние отрасли с помощью анализа больших данных.
— Как родилась идея создания агрегатора данных об НКО?
Инициатором стала Общественная палата Ростовской области. Когда она решила проанализировать состояние некоммерческого сектора в регионе, то сразу стало ясно, что для этого нет ни достаточных данных, ни инструментов. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев деятельность некоммерческих организаций непрозрачна и малопонятна для общества в целом. НКО не очень хотят делиться информацией о себе, и как-то проанализировать их работу было сложно.
Достоверные и оперативные данные для учета, оценки благонадежности некоммерческих организаций также отсутствовали либо были доступны не полностью. На существующих порталах проверки контрагентов часть важной информации можно получить только по платной подписке. Источники информации очень разрозненны, она объемна и сложна в обработке.
Был необходим цифровой инструмент, позволяющий агрегировать все доступные данные. Требовалось создать решение, предоставляющее верифицированную информацию и работающее на бесплатной основе для всех.
— Какие варианты решения этой задачи рассматривались?
Нам был важен взгляд со стороны, поэтому мы приняли решение участвовать в конкурсе World AI&Data Challenge. Требовалась менторская поддержка экспертов: одно дело — придумать задачу, и совсем другое — услышать мнение потенциальных пользователей платформы. Кроме того, Агентство стратегических инициатив обеспечило хорошую информационную поддержку этому проекту и помогло транслировать его в другие регионы.
— Как была сформулирована задача для конкурса? Отличалась ли она от того, что получилось в итоге?
Платформа задумывалась именно в нынешнем варианте. Основная идея заключалась в том, чтобы выявить «живые», реально работающие НКО, отобразить их на интерактивной карте и визуализировать насыщенность ими крупных городов и муниципальных районов. То есть показать, насколько таких организаций достаточно для решения тех или иных социальных проблем.
Что такое «живые» НКО, каковы критерии их «живости»? На практике если организация не сдает обязательные отчеты в Министерство юстиции более трех лет, то ее ликвидируют по инициативе уполномоченного органа. Поэтому мы определили такой критерий, как статус организации: она должна быть действующей и сдавать отчеты о своей работе на протяжении трех лет.
Всю собранную информацию поместили на интерактивную карту — теперь можно отфильтровать организации по территориальному признаку и понять, сколько НКО в каждом населенном пункте. С этой задачей удалось справиться.
Единственное, что поменялось: созданная карта стала частью цифровой платформы «Атлас НКО». Она расширила созданное решение и хорошо туда вписалась.
— Какие данные использовались и откуда добывались?
Мы берем данные из открытых официальных источников — с сайтов Министерства юстиции, ФНС, Росстата, Минэкономразвития, крупных грантооператоров. Все они агрегированы на нашей платформе.
У нас есть несколько «пауков-грабберов», собирающих информацию с сайтов в автоматическом режиме. Собранные данные проходят через наш конвейер и проверяются. Как правило, в источниках присутствует много ошибок. Многие атрибуты организаций могут быть незаполненными или заполненными неверно, их число измеряется десятками тысяч. С помощью сопоставления разных источников и уже накопленной нами информации данные дополняются и верифицируются. В дальнейшем сведения загружаются в базу ElasticSearch.
Бэкенд платформы создан на Django, а фронтенд — с помощью библиотеки React и фреймворка Next.js.
Также мы компенсируем недостающие данные о НКО с помощью алгоритмов искусственного интеллекта (CNN и LSTM). В частности, цифровая платформа позволяет структурировать весь некоммерческий сектор и определить, какого типа организации присутствуют в конкретных населенных пунктах.
Поскольку у многих некоммерческих организаций в качестве основного ОКВЭД указан 94.99 (деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки), идентифицировать, чем именно занимается организация, практически невозможно. Лишь у 38% можно увидеть что-то осмысленное, то есть область деятельности более половины организаций неочевидна для внешнего взгляда. Внедренная в цифровую платформу нейросеть распознает, какими направлениями деятельности занимается организация, опираясь не только на ОКВЭД, но и на ее название. Для обучения нейросетевой модели использовались открытая база данных о проектах Фонда президентских грантов и база информации о некоммерческих организациях, размещенных на цифровой платформе. В итоге мы можем получить представление о том, как устроен сектор НКО, не просто собирая и накапливая информацию о тысячах некоммерческих организаций, но и сегментируя его по направлениям деятельности — начиная от макроуровня и заканчивая географическими регионами.
Оценка отрасли по видам деятельности организаций позволяет выявить востребованные направления, а также те, что находятся на стадии освоения.
— Что в итоге представляет собой созданное решение?
«Атлас НКО» — цифровая платформа, которая агрегирует все доступные открытые данные о деятельности всех некоммерческих организаций в России и дополняет недостающие данные с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. По сути, это веб-портал, обеспечивающий интерактивный, открытый и бесплатный пользовательский доступ к данным о деятельности некоммерческих организаций всей страны.
По набору данных наша платформа является уникальной. Ни в одном другом источнике вы не найдете подобного набора информации, которая была бы собрана в одном месте. Поскольку все данные объединены, это значительно уменьшает собственные затраты на обработку информации. Время поиска обобщенной информации о некоммерческих организациях занимает не более 10 секунд.
— Что еще вы считаете основными «фишками» созданной платформы?
Можно выделить систему рейтингов, которая действует на платформе. По-моему, такого нет ни у кого: найдя себя, организация может увидеть место, которое занимает по России, в федеральном округе и в своем регионе.
На основе полученных верифицированных и взаимообогащенных данных мы отобрали организации, имеющие по данным Министерства юстиции России статус «Зарегистрирована» и включенные Министерством экономического развития РФ в первый или второй реестр НКО — им положены дополнительные меры государственной поддержки. Использование реестров позволяет рассматривать организации, которые ведут активную деятельность и чья работа была проанализирована внешними экспертами (региональными органами исполнительной власти, Минюстом, ФНС, Фондом президентских грантов, региональными комиссиями конкурсов регсубсидий).
Организации, соответствующие требованиям, отсортировываются по общему объему привлеченных средств — естественно, те, кто привлек большее финансирование, получают большее количество баллов в общей системе рейтинга.
У бизнеса такой рейтинг крупнейших компаний существует давно, а НКО были незаслуженно обделены. «Некоммерческий» не означает «бесплатный», иногда организации могут привлекать неплохое финансирование.
— В чем заключалась самая большая проблема при внедрении решения?
Далеко не все данные, которые должны быть открытыми, в реальности являются таковыми. Конечно, мы бы хотели, чтобы на платформе размещались и данные о региональных мерах поддержки НКО. Но, к сожалению, не все регионы обнародуют информацию о том, сколько выдано региональных субсидий или кто являлся участником подобных конкурсов. В этом у нас пока информационный провал. Отсутствие таких сведений не мешает работе платформы, но для самих регионов важно получать объективную картину.
Пока нам не удалось автоматизировать часть процессов по сбору контактов организаций. Если с физическими адресами и телефонами проблем нет, то адреса сайтов и аккаунты в соцсетях приходится собирать вручную. Иногда это происходит уже в процессе повседневной работы с ними.
Кроме того, существуют проблемы с качеством данных. Для открытых данных есть стандарты, но мало кто их придерживается.
— Кто является основными пользователями созданного решения? Это власти, контролирующие органы, кто-то еще?
Изначально цифровая платформа задумывалась как инструмент контрольно-надзорной деятельности за работой НКО. Но практика показала, что круг пользователей гораздо шире: это и сами НКО, и бизнес, реализующий программы корпоративной социальной ответственности, и благополучатели — люди, заинтересованные в различных видах помощи.
Например, граждане, которые планируют открыть свою НКО (скажем, приют для животных), могут проанализировать, сколько приютов уже есть в городе, и решить, будет ли еще один конкурентоспособным. Мама особенного ребенка, не имеющая возможности водить его на платные коррекционные занятия, может найти соответствующую организацию, проводящую обучающие и развивающие занятия с такими детьми на бесплатной основе. Для самих НКО это возможность найти партнеров. А если организация пишет заявку на грант или письмо бизнесмену-жертвователю, но не знает, как подтвердить свою надежность, она может скопировать ссылку на карточку своей организации и вставить ее в текст письма или заявку на грант в разделе «социальные сети».
И конечно, и гражданам, и бизнесу, и органам власти важно взаимодействовать с благонадежными НКО. С помощью платформы мы можем это оценить и принять решение, работать с ними или нет.
— Были ли в результате запуска платформы какие-то «вау-эффекты» или что-то неожиданное, на что изначально не рассчитывали?
Для нас стало полнейшей неожиданностью то, что в официальных данных о НКО было столько ошибок. При обработке информации выявили и исправили более 52 тыс. ошибочных данных (неполнота в виде частично отсутствующей информации по некоторым организациям, наличие полных дубликатов записей, дублирование по ОГРН организации, в то время как остальные данные по ней различны). Например, в реестре НКО Минюста доля недостоверной информации составляет 10%. Мы даже обращались к ним, предлагая свою помощь, но наше обращение осталось без ответа. В Минэкономразвития, напротив, нашу помощь в верификации реестров НКО, которым положены дополнительные меры государственной поддержки, с благодарностью приняли.
— Решение изначально создавалось для Ростовской области, однако было развернуто на все регионы РФ. Как этот процесс проходил, в чем заключался?
Решение разрабатывалось в ходе World AI&Data Challenge и с менторской поддержкой АСИ, пилотный проект был запущен в декабре 2020 года. Изначально цифровая платформа включала организации Южного и Северо-Кавказского ФО, а карта «Живые НКО» охватывала только Ростовскую область.
Когда с помощью АСИ мы стали рассказывать о себе в других регионах, выяснилось, что такое решение интересно многим. Регионы стали выражать готовность добавлять свои данные на нашу платформу, появился шорт-лист наиболее активных. С кем-то заключалось партнерское соглашение об обмене информацией, с кем-то работали на основе устных договоренностей. В июле 2021 года платформой были охвачены НКО всей страны. В настоящее время цифровая платформа включает данные о более чем 455 тыс. некоммерческих организаций и готова к применению в любых регионах Российской Федерации.
— Какие результаты от запуска платформы «Атлас НКО» вы можете отметить?
Во-первых, это автоматизация контрольно-надзорной деятельности. Раньше для получения данных об одной НКО приходилось просматривать массу источников — это занимало около двух часов! Сейчас время поиска сокращено до 10 секунд. Другой важнейший фактор — достоверность предоставляемых нами сведений. Данные проходят верификацию, что исключает ошибки, допущенные в официальных источниках.
Мы считаем, что использование нашей платформы, с учетом достигнутых масштабов и введения рейтинговой системы, способствует повышению прозрачности НКО и росту общественного доверия к ним.
Мы замеряли количество пользователей цифровой платформы с момента ее появления — оно составило 21,4 тыс. человек (в среднем 5–7 тыс. уникальных пользователей в месяц). Людям это нужно.
— Есть ли возможность развития созданной платформы? В каком направлении?
Мы постоянно работаем над развитием платформы, совершенствуем ее. Мы сами являемся ее активными пользователями и видим, что нужно дорабатывать. Кроме того, регулярно получаем обратную связь от других пользователей и стараемся прислушиваться к пожеланиям: например, улучшаем систему поиска, добавляем фильтры.
Сейчас появилась идея создать встроенный в платформу сервис, который позволял бы проверять заявки НКО на грантовые конкурсы перед подачей. Разумеется, речь идет не только о выявлении грамматических ошибок, а о соответствии формальным условиям участия в конкурсе. Например, могут быть требования к названию проекта, к целевой аудитории, к количеству знаков в заявке. При загрузке заявки на платформу будут выделены все проблемные места.
Если удастся реализовать такую оценку, сервис будет очень востребован. Он будет полезен для всех НКО — участников конкурсов на получение грантов. А для ресурсных центров поддержки НКО, которые помогают в подготовке грантовых заявок, такой сервис станет просто бесценным.