Роль ИТ-директора в современных компаниях за последние несколько лет коренным образом изменилась. И, поскольку многие организации еще не приступили к цифровой трансформации, CIO вынуждены совершить еще один важный эволюционный скачок. Новые требования, предъявляемые к ИТ-директорам, подразумевают наличие новых навыков, если не сказать коренной трансформации восприятия своей должности.
Во многих цифровых компаниях стали появляться такие должности, как директор по обработке и анализу данных, директор по цифровым технологиям. Эти нововведения вполне обоснованны, потому что компании идут по пути создания полностью цифрового бизнеса на основе данных и ИТ-директора занимаются реализацией соответствующих инициатив. Появившиеся DevOps, облачные приложения и сервисы породили теневые ИТ, в результате ИТ-директорам, после многих лет централизации и консолидации в компаниях сложных корпоративных ИТ-ландшафтов, пришлось столкнуться с прямой конкуренцией.
Для ИТ-директоров это означает, что они должны активно продвигать свою роль в текущих и будущих проектах по переходу на цифровые технологии, чтобы их работа в компании не сводилась исключительно к контролю за фунционированием имеющихся систем.
В прошлом ИТ-директора отвечали за следующие вопросы: превращение ИТ-департамента из отдела, порождающего затраты, в отдел, приносящий доход; модернизация ЦОДа и консолидация ИТ; а также обеспечение безопасности, непрерывности ведения бизнеса, соответствие нормативным требованиям. В последнее время они обращали внимание руководства на риски, связанные с использованием сотрудниками собственных устройств в рабочих целях. При этом часто выступали инициаторами перехода от устаревших технологий компьютерных вычислений на основе клиентских систем и серверов к облачным и мобильным технологиям.
В условиях цифровизации технологии преобразуют практически все коммерческие и производственные процессы, вынуждая компании переходить на автоматизированную цифровую платформу на основе данных и искусственного интеллекта. Поэтому роль современных ИТ-директоров приобретает все большую значимость. И должностные функции CIO становятся все более сложными и разноплановыми.
В будущем на роль ИТ-директора повлиет множество аспектов. Перечислим четыре наиболее важных.
Бизнес-партнер
В рамках компании ИТ-директор должен рассматриваться как бизнес-партнер. Да, об этом говорилось, и не один раз, однако в условиях, когда ИТ-департаменты принимают активное участие в создании коммерческой ценности, на это стоит обратить внимание еще раз. ИТ-департамент должен восприниматься как отдел, создающий добавочную ценность и способствующий увеличению итоговой прибыли компании, а не как центр затрат.
После того как ИТ-директор создаст такую структуру, он должен подвести руководителей компании к «цифровой границе». Необходимо будет объяснить важность инициатив, связанных с цифровизацией, поскольку это не только имеет значение с точки зрения получения прибыли или конкурентоспособности, но и создает основу для будущих моделей ведения бизнеса.
Ключевым словом здесь является именно «бизнес»: многие необходимые меры могут носить технический характер, но ИТ-директор должен объяснить их важность именно для бизнеса – это непростая задача с учетом того, что цифровая трансформация продолжает создавать принципиально новые бизнес-модели и бизнес-процессы, о которых знают не так много людей.
Стартап-ментор
Цифровизация дала толчок к развертыванию большого числа отдельных проектов по созданию инноваций в рамках компаний. Инновации не всегда возникают в хорошо укрепленных ИТ-крепостях. Именно поэтому современный ИТ-директор должен уметь думать как стартапер и действовать как ментор, постоянно поддерживая сотрудников, которые готовы экспериментировать. Он вынужден продвигать методики динамичной разработки, чтобы ускорить инновации и гарантировать, что новые решения созданы с учетом постоянно возрастающих цифровых требований. ИТ-директор должен создать атмосферу стартап-команды, в которой поддержат сотрудников, желающих попробовать что-то новое, а в случае неудачи проследят, чтобы они быстро сделали работу над ошибками и были готовы на другие эксперименты снова и снова, если необходимо.
Агрегатор услуг
Во многих компаниях проекты цифровизации разнесены в масштабах всей компании, а новые услуги и приложения распределены между несколькими поставщиками облачных сервисов, что приводит к разрозненному набору активностей на уровне департаментов вместо согласованной стратегии цифровой трансформации. Поэтому ИТ-директор должен действовать как связующая сила и выработать общий план действий. Другими словами, он должен стать агрегатором услуг.
Это единственный способ предотвратить бесконтрольное развитие различных инициатив и включить их в общую стратегию компании. В таком качестве ИТ-директор должен действовать как интегратор технологий и данных, отстаивающий унифицированную стратегию приоритетной важности цифровых технологий, одновременно поддерживая такие технические решения, как DevOps между департаментами, нацеленные на самообслуживание процессов, более гибкие рабочие процессы и процедуры и стратегическое использование облачных сервисов от разных провайдеров.
«Магнит» для талантов
В ходе цифровой трансформации многие виды работ могут исчезнуть по причине внедрения процессов самообслуживания, роботизированных и автоматизированных устройств, систем для принятия решений на основе искусственного интеллекта, но появится новый спектр современных профессий. Компании нуждаются и будут нуждаться в высококвалифицированных сотрудниках – специалистах по обработке и анализу данных, специалистах в области искусственного интеллекта, архитекторах по разработке ПО для облачных сред, разработчиках интерфейсов «человек-машина», экспертах в области робототехники и пр.
Борьба за талантливых специалистов идет на протяжении многих лет. И с внедрением цифровых технологий она продолжится и усилится. Поэтому ИТ-директора должны уделять пристальное внимание поиску перспективных сотрудников. Не следует ограничиваться только покупкой новейших и самых крутых гаджетов для своей ИТ-команды. Необходимо создавать защищенные, гибкие рабочие цифровые места, чтобы специалисты имели возможность работать в любом месте и в любое время.
***
И еще раз: требования не ограничиваются только технологиями. Хороший профессиональный ИТ-директор должен развивать у сотрудников способности к коллективной работе, мотивацию, кураторство и профессиональную ориентацию, умение улаживать конфликты, управлять кризисами, а также умение объяснить руководству, почему долгосрочные инвестиции в ИТ имеют критически важное значение для успеха бизнеса в будущем.
Роль, которую играют информационные технологии, коренным образом изменяется с появлением новых важных элементов, усложняющих работу ИТ-директоров. Открыть ИТ-специалистам этот новый мир – задача сложная, она во многих случаях критически важна для бизнеса. ИТ-директора должны принять этот вызов. Другого пути в светлое будущее не существует.
– Автор: Кристиан Райли, вице-президент по глобальной продукции и техническим стратегиям Citrix