Промышленные предприятия начинают уделять все большее внимание новому технологическому укладу «Индустрия 4.0», подразумевающему цифровую трансформацию. Уже около трети компаний оценивают свой уровень цифровизации как высокий. В ближайшие пять лет доля таких компаний, как ожидается, увеличится с 33% до 72%.
Отраслевые лидеры переводят в цифровой формат важнейшие функции в рамках своих внутренних вертикальных цепочек создания стоимости, а также с партнерами по горизонтальной цепочке поставок. Кроме того, они улучшают свой портфель продуктов за счет расширения цифрового функционала и разработки инновационных услуг, основанных на данных.
Крупные компании заявляют о готовности ежегодно вкладывать в цифровизацию около 5% от оборота. Эти инвестиции будут главным образом направлены на технологии Интернета вещей и приложения. Также компании вкладываются в обучение сотрудников и обеспечение реализации необходимых организационных преобразований.
По ожиданиям опрошенных руководителей, в течение двухлетнего переходного периода ежегодное сокращение затрат составит в среднем 3,6%, при этом выручка предприятий вырастет в среднем на 2,9 % в год. В абсолютном выражении это соответствует в общей сложности 421 млрд долл. в результате экономии затрат и одновременного увеличения оборота. По итогам трансформации успешные компании станут по-настоящему цифровыми предприятиями, в основе деятельности которых будут лежать физические продукты, дополненные цифровыми интерфейсами и инновационными услугами на основе баз данных. Эти цифровые предприятия будут сотрудничать с клиентами и поставщиками в рамках отраслевых цифровых экосистем.
Проблемы при внедрении проектов «Индустрия 4.0» связаны не столько с приобретением необходимых технологий, сколько с отсутствием внутренней цифровой культуры, концепции развития, обучения, а также с дефицитом специалистов. Так, почти 40% опрошенных компаний опираются на аналитические навыки и опыт отдельных сотрудников, но не имеют специальных департаментов аналитики данных.