По данным исследования, проведенного МТС Web Services, стратегия в области искусственного интеллекта есть лишь у 26% российских компаний, которые имеют бюджет на ИИ. Этот показатель заметно отстает от уровня стратегической зрелости в сфере облачных решений (44%) и кибербезопасности (42%).
Стратегия по ИИ уже разработана у 36% крупных компаний (к ним отнесли те, чья выручка составляет от 2 до 15 млрд руб.). Среди крупнейших игроков с выручкой более 15 млрд руб. доля готовых стратегий ниже – 25%. В малом и среднем бизнесе с выручкой до 800 млн руб. и от 800 млн до 2 млрд руб. соответственно, этот показатель составляет 22%.
Планы создать стратегию по ИИ есть у значительной части рынка: в среднем по всем сегментам она находится в разработке у 33% компаний. По группам – от 30% в среднем бизнесе до 38% среди крупнейших игроков. Такой интерес связан с быстрым развитием ИИ-технологий и тем, что многие решения пока остаются новыми для широкого круга организаций.
Как подчеркивают аналитики, вклад от развития ИИ-технологий в мировой ВВП до 2030 году составит около 20 трлн долл. Освоение технологии растет, и компании начинают рассматривать ИИ как часть архитектуры бизнеса, а не как эксперимент. Наличие стратегии по внедрению искусственного интеллекта обеспечивает компаниям системный подход и распределение ресурсов, что в перспективе ускоряет получение реальной бизнес-выгоды.
В 67% компаний ключевую роль в принятии решений по ИИ играет ИТ-директор (CIO). Это объясняется его экспертизой в технологиях и пониманием инфраструктурных и архитектурных требований. На втором месте по вовлеченности – генеральный директор, что подчеркивает стратегическую значимость темы для высшего руководства. Директор по информационной безопасности (CISO), директор по технологиям (CTO) и директор по продуктам (CPO) принимают решение в 11% компаний, что говорит об ограниченном участии таких руководителей в утверждении инициатив по ИИ.
У большинства респондентов (55%) процесс внедрения ИИ занимает от одного до шести месяцев. Наиболее часто встречающийся диапазон составляет от 1 до 3 месяцев (29%), что указывает на стремление компаний минимизировать сроки внедрения ИИ-решений и как можно быстрее получить эффект от их использования. У значительной части организаций процесс занимает гораздо больше времени. Причиной может стать сложность внедряемых решений, организационные барьеры и скорость согласований на нескольких уровнях. При этом в целом полученная аналитика показывает, что большинство компаний ориентированы на оперативное внедрение ИИ.
Наиболее популярными типами развертывания ИИ стали частное и публичное облако, которые используют по 23% респондентов. Локальные установки задействуют 20% компаний, а гибридные сценарии – 13%.