Как выяснилось в ходе исследования «Как изменились бизнес-процессы российских компаний в 2020 году», проведенного ABBYY, в течение года 57% компаний были вынуждены изменить ИТ-стратегию. 65% респондентов отметили, что целью большинства инновационных проектов в 2021 году станет повышение эффективности бизнеса, а 51% подчеркнули важность привлечения новых клиентов и увеличения продаж. При этом, несмотря на декларируемую цифровую трансформацию, большинство компаний используют для подготовки к внедрению технологий традиционные методы: 54% респондентов опрашивают сотрудников. Только 9% российских компаний используют для этой задачи интеллектуальный анализ бизнес-процессов. Больше всего таких респондентов – среди представителей банков и телекоммуникаций.
Одной из наиболее перспективных технологий оказалась роботизация бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA). Более половины респондентов сообщили, что уже внедрили роботов или планируют использовать RPA в ближайшее время. Это соответствует и результатам глобального исследования, по данным которого 46% сотрудников крупных организаций используют роботов не менее 2 часов в день для задач классификации документов и обработки информации. При этом 30% опрошенных компаний отмечают, что одним из ключевых препятствий для внедрения роботов является невозможность оценить потенциальную эффективность проекта.
Как отмечают в ABBYY, события 2020 года существенно изменили приоритеты российского бизнеса. Увеличение числа клиентов, создание новых каналов обслуживания стало главной задачей для многих компаний, которые раньше отодвигали подобные проекты на второй план. Роботов стали внедрять во все более сложные процессы, чтобы постепенно снижать зависимость от присутствия сотрудников в офисах. Вероятно, в следующем году компании будут выбирать технологии, которые гарантируют им быстрое повышение эффективности бизнеса.
Несмотря на возросшую роль технологий во всех бизнес-процессах, заметен неоднородный характер цифровизации российских компаний. Так, более 32% респондентов сообщили о планах по развитию CRM-систем, а еще 22% – ECM-систем. Больше всего таких респондентов было среди представителей малого и среднего бизнеса. Крупные компании отметили в качестве приоритетных направлений RPA, решения на базе обработки естественного языка (Natural Language Processing, NLP), корпоративный поиск и платформы Process Intelligence.