В рамках исследования «Выжать максимум. Как масштабировать инновации и получить результат от систем будущего», охватившего 8,3 тыс. компаний, изучалось применение в бизнесе как развитых технологий, так и новых, таких как искусственный интеллект, блокчейн и дополненная реальность. Кроме того, компании оценивались по трем параметрам: использование технологий, глубина применения, готовность организации к изменениям. Оценивая результат по каждому из параметров, авторы исследования определили, какие из компаний являются «лидерами» (лучшие 10%) и «отстающими» (худшие 25%). Анализ экономических показателей позволил определить зависимость между применением технологий и получаемым результатом, и установить, что рост дохода компаний-лидеров вдвое выше относительно отстающих. Более того, только в 2018 году упущенная выгода отстающих составила 15%, и, по прогнозам, к 2023 году недополученная прибыль способна достичь отметки в 46%, если не изменится подход к применению и адаптации новых технологий.
Как отмечают аналитики, сегодня топ-менеджмент готов инвестировать в новые технологии, но не в каждой компании способны оценить пользу инноваций, которые станут результатом этих инвестиций. Отстающие компании разворачивают новые технологии лишь на отдельных участках, без единой стратегии, и как результат, получают лишь разовые выгоды и безнадежно отстают от конкурентов. Исследование показывает, что ведущие мировые компании инвестируют в «безграничные», адаптивные и человекоцентричные системы для максимизации эффекта инноваций.
Лидеры придерживаются взгляда, согласно которому люди и машины могут наилучшим образом проявить себя в совместной деятельности, а компании и экосистемы партнеров смогут создавать взаимовыгодные бизнес-союзы. Вот как описаны эти системы в исследовании:
- «Безграничные и масштабируемые системы» строятся на эффекте размытых границ — в ИТ-стеках, между компаниями, между людьми и машинами — и создают новые виды пространства, где развиваются новые идеи и новые форматы партнерских отношений.
- Адаптивные системы способны обучаться, улучшаться и трансформироваться, преодолевая препятствия на пути развития компании и предоставляя людям принимать более эффективные решения, причем они делают это в разы быстрее.
- Человекоцентричные системы «говорят, слушают, видят и понимают» как мы, максимально облегчая процесс общения человека и машины.
Кроме того, исследование выявило, что лидерам свойственны определенный тип мышления и подход к применению технологий в масштабах предприятия и трансформации организационной структуры. Зачастую это резко контрастирует с подходом отстающих.
Чем отличаются лидеры:
- Применение передовых технологий. Лидеры в 98% случаев предпочитают эффективные технологии с большим потенциалом, такие как искусственный интеллект, в то время как отстающие внедряют те же технологии лишь в 42% случаев. Лидеры также используют решения, которые позволяют эффективнее использовать децентрализованные данные, инфраструктуру и приложения. Они внедряют такие технологии, как DevSecOps, микросервисы и контейнеры, втрое чаще, чем отстающие: 97% к 30%.
- Применение облачных вычислений. Лидеры значительно опережают отстающих в том, что касается использования облачных технологий для эффективного применения таких технологий как ИИ и предиктивная аналитика. Подавляющее большинство лидеров (95%) рассматривают облако как катализатор инноваций, среди отстающих таких всего 30%.
- Работа с качеством данных. 90% лидеров не полагаются на непроверенную информацию и бросают силы на получение и обеспечение качества данных. 94% лидеров уверены в надежности получаемой информации, используемой для управления бизнесом. Для сравнения — среди отстающих этот показатель составляет всего 64%.
- Кросс-функциональное управление инвестициями. Стирая барьеры между ИТ и бизнес-функциями при инвестициях в инновационные технологии, лидеры способны обеспечить фокус на достижение бизнес-результата.
- Профессиональное развитие кадров. Лидеры экспериментируют и продумывают новые способы обучения практическим навыкам — почти в три раза чаще, чем аутсайдеры: 73% против 24%. ИИ и продвинутая аналитика в таких областях, как персонализированное обучение, прогнозирование потребности сотрудников в тех или иных навыках и подбор модулей обучения в соответствии с навыками сотрудников используют 87% лидеров и всего 35% отстающих.
В Accenture подчеркивают, что компании, которые мыслят системно, а не ограничиваются точечными решениями, имеют больше возможностей для увеличения роста дохода. Все начинается с проектирования собственных систем будущего — масштабируемых, гибких и человекоцентричных. Необходимо создавать сотрудникам условия для экспериментирования с нестандартными идеями и подходами — и то, и другое являются важнейшими компонентами обучения и роста. Хотя в этой гонке нет финишной черты, такие меры позволят получить дополнительное конкурентное преимущество и помогут восполнить имеющиеся пробелы в инновационном развитии.