Почти треть компаний (30%) видят основным риском использования российских ИИ-разработок сложность их интеграции с зарубежным программным обеспечением. Надежность и достоверность данных, предоставляемых российскими ИИ, беспокоит 26% респондентов, а риск утечек и компрометации данных — 24%. Актуальность и своевременность обработки данных вызывает опасения у 12%, и низкая скорость работы ИИ-решений лишь у 8% компаний. При этом на иностранном рынке подавляющее большинство компаний уже активно используют ИИ в своей деятельности — 67%. Еще 23% находятся на пилотном или тестовом этапе внедрения.
Большинство респондентов отметили, что ИИ-технологии применяются для аналитики и прогнозировании данных — 30%. С равным показателем по 18% ИИ используют для автоматизации документооборота и текстовой обработки, а также для маркетинга и анализа настроений в социальных сетях. ИИ-технологии для персонализированного обслуживания клиентов внедряют 12% компаний, управления цепочками поставок и логистикой — 10%. Реже ИИ применяется для подбора персонала и HR-аналитики — 6,5%, а для безопасности и мониторинга 5%.
Главным ожидаемым результатом интеграции ИИ в бизнес-процессы респонденты видят в повышении качества решений на основе данных — 30%. На втором месте — создание новых продуктов или услуг — 27%. Увеличение скорости выполнения процессов является ключевой целью для 23% респондентов. Улучшение клиентского опыта ожидают 13% опрошенных, а снижение операционных затрат — 7%.
Основным препятствием внедрения ИИ в инфраструктуру организации 23% респондентов называют отсутствие понятных готовых решений на рынке. Одинаковые доли приходятся на трудности интеграции с существующими процессами и нехватку внутренних компетенций или специалистов — 20%. Низкое качество или неподготовленность данных является барьером для 13%, как и неопределенность окупаемости инвестиций (ROI). Сложности интеграции с зарубежным ПО волнуют 7% компаний, а недостаток бюджета — 3%.
Как отмечают аналитики, уже сейчас можно утверждать, что ИИ в российской деловой среде перешел из стадии эксперимента в инструмент массового применения — его уже используют две трети компаний. Чтобы превратить этот тренд в устойчивое конкурентное преимущество, бизнесу необходимо двигаться от точечных решений к комплексной цифровой трансформации, инвестируя в собственные компетенции и подготовку данных. Ключом к выходу на международную арену станет не просто импортозамещение, а создание адаптивных, бесшовных отечественных ИИ-платформ, способных интегрироваться в глобальные цепочки.
В исследовании приняли участие иностранные представители бизнеса из ИТ-бизнеса, промышленности, образования, здравоохранения и других сфер. Большинство опрошенных — 60% — относятся к малому и среднему бизнесу с численностью персонала до 300 человек.