Вестник цифровой трансформации

Российский рынок ЦОДов в 2024 году
Российский рынок ЦОДов в 2024 году




15:49 13.05.2024  |  Леонид Юль | 1796 просмотров



Несмотря на санкции и другие сложности, темпы роста рынка отечественных центров обработки данных в 2024 году сохранятся. Какие факторы и тенденции будут влиять на его развитие?

На рынке отечественных ЦОДов происходит настоящий бум. Из года в год игроки демонстрируют стабильный рост минимум на 20%, это очень хороший показатель. Уход международных вендоров положительно отразился на развитии компетенций как отечественных производителей решений для дата-центров, так и самих заказчиков. Рассмотрим текущие тенденции и события на рынке ЦОД в 2024 году.

Развиваются высокотехнологичные решения

Все помнят, что в первый год санкций российские вендоры сконцентрировались на выпуске наиболее востребованных простых продуктов. Это привело к возникновению дефицита предложения в нише высокотехнологичного оборудования для ЦОДов. Сейчас ситуация изменилась. Еще в прошлом году отечественные производители начали разработки технологически сложных решений под индивидуальный запрос заказчиков. Это достаточно долгий и затратный процесс. Однако российские вендоры, готовые предложить аналоги зарубежных серверов и систем хранения данных, справляются с поставленными перед ними задачами и демонстрируют положительную динамику.

Усложняются пожелания заказчиков и к производителям инженерных систем. Если еще год назад заказчикам требовались преимущественно фреоновые кондиционеры, то сейчас у них появился интерес к инновационным технологиям охлаждения. Запущено несколько проектов с применением «холодных стен» – в частности, в новом ЦОДе Tier IV одного из крупнейших телекоммуникационных холдингов.

Проекты становятся сложнее

Еще вчера ситуация на рынке требовала от бизнеса сфокусироваться на поддержании работоспособности ЦОДов, а не их модернизации. Теперь заказчики не откладывают технологически сложные проекты на завтра. Некоторые из таких проектов начинались еще в 2021-2022 году. В период кризиса клиентам пришлось самим искать новых вендоров и оборудование, обеспечивать его совместимость с существующими системами. К настоящему моменту эти проекты, хоть и с задержкой, реализованы. Рынок семимильными шагами наверстывает то, что было упущено, и делает это успешно.

Растет число локализованных продуктов

До 2022 года большинство инфраструктурных проектов на 80% и более состояло из оборудования западных брендов. Спустя год к этой цифре уже приблизились решения, преимущественно локализованные в России. На данный момент долю оборудования для ЦОДов, произведенную отечественными компаниями, можно осторожно оценить в 30-50% — в зависимости от того, какие продукты считать российскими.

Приходится отметить: то, что производится в России, зачастую состоит из азиатских компонентов, а то, что привозится в Россию — целиком является азиатским продуктом. В зависимости от формы контракта между компаниями это может быть как полностью локализованное на азиатском рынке изделие, так и заказное решение под брендом и дизайном российского производителя.

На все 100% российской компоновки нет даже, например, у блоков распределения питания на базе процессора «Байкал», которые фактически полностью разработаны и производятся в России. Все основные компоненты у них российские или имеют статус российских. Но мелкие SDM-компоненты в этих блоках все же импортного производства — в России аналогов нет.

Забота о совместимости оборудования стала общей

Изначально задача по обеспечению совместимости оборудования для ЦОДов была прерогативой международных вендоров. Российский бизнес брал оборудование известного производителя, переплачивал за бренд и рассчитывал, что имя вендора будет гарантом качества, в том числе в части совместимости. В большинстве случаев такой подход оправдывал себя. Исключения, само собой, случались, но это происходило не так часто, чтобы придавать большое значение.

Сейчас совместимость оборудования достигается общими усилиями производителя, партнера-инсталлятора и самого клиента. Естественно, переход к такой модели вызвал рост компетенций как у интеграторов, так и у заказчиков. Бизнесу пришлось самому научиться собирать системы из имеющегося на рынке оборудования, проверять их на отсутствие конфликтов и устойчивую работоспособность. От вендоров по-прежнему ждут информационную и техническую поддержку, но времена, когда производителю во всем верили на слово, остались в прошлом.

Комплексных решений становится больше

Поскольку любому клиенту нужна уверенность в сбалансированности решения, российские производители активно конкурируют на рынке комплексных решений для центров обработки данных. В связи с этим трендом хотелось бы отметить три важных момента.

Во-первых, наличие в линейке комплексных решений является ощутимым преимуществом вендора только в том случае, если он действительно гарантирует взаимодействие всех подсистем. Например, у C3 Solutions есть реализованный проект для «СПБ Биржи», в котором было необходимо модернизировать серверную площадку компании. Специалисты всего за полгода оборудовали помещение российской биржи «под ключ», снабдив заказчика полным комплексом инженерных решений.

Во-вторых, требования к комплексности оборудования для разных участков ЦОДа отличаются. Особенно комплексность важна для серверных систем и систем хранения, поскольку не каждая такая система, собранная из разных компонентов, в принципе будет работать. С инженерными решениями проще – скажем, у кондиционеров нет большой зависимости от систем бесперебойного питания.

Наконец, следует помнить, что комплексность дает лучшие результаты там, где у заказчика есть единая точка ответственности за совместимость оборудования. Когда подбором систем занимаются разные команды, каждая из которых преследует свои цели, решить вопросы совместимости продуктов становится сложнее.

Стоимость сопоставимых решений уравнивается

Сопоставимые по функционалу и качеству отечественные и импортируемые из дружественных стран продукты сравнялись по стоимости. Конечно, если клиент закупает оборудование напрямую в Юго-Восточной Азии, оно будет априори дешевле. Но в его итоговую стоимость войдет логистика, прохождение таможенных процедур, обеспечение пусконаладочных работ, сервисной поддержки, гарантийного и постгарантийного обслуживания.

Сейчас на российском рынке в основном представлено два типа производителей. Первые являются отечественными компаниями, которые локализуются в России. Вторые — зарубежные поставщики, которые стремятся зайти на наш рынок, открывают здесь представительства и предоставляют сервис. Но цена продуктов этих вендоров в процессе локализации растет и уравнивается по рынку.

Искусственный интеллект требует роста мощностей

В связи с большими потребностями в искусственном интеллекте очевиден еще один тренд. Нагрузка на ЦОДы от использования ИИ резко возрастает. Если раньше стандартом считался дата-центр со стойками на 5 кВт, то сейчас и 10 кВт на стойку – не предел. Для реализации проектов с применением ИИ уже сейчас нужны стойки и инженерная инфраструктура на 30-50 кВт, и вопрос о том, каким именно способом эту потребность закрыть, актуален.

Оптимальное технологическое решение должно быть гибким и конвергентным, оно должно позволять реализовывать в той или иной комбинации как маломощные продукты на 5 кВт, так и высоконагруженные стойки. К тому же наличие в ЦОДе таких стоек требует решить непростую задачу с их охлаждением.

Уже в ближайшем будущем рост применения технологий ИИ в ЦОДах приведет к необходимости увеличивать их энергоснабжение, и надо будет найти способ сделать это экологично.

Влияние новых санкций невелико

В конце февраля Минфин США ввел блокирующие санкции против крупных российских дата-центров. До сих пор нет полного понимания, по каким критериям одни ЦОДы подверглись санкциям, а другие нет, даже если они работают с государством. Зато за эти два месяца стало очевидно, что какого-либо серьезного влияния очередные санкции на российские дата-центры оказать не смогли.

Одна из причин — российский рынок коммерческих центров обработки данных сейчас сосредоточен на клиентах из России и ближнего зарубежья, для которых эти санкции не являются ограничительным фактором. Даже если кто-то из крупных азиатских игроков, выходя на российский рынок, не рискнет разместить мощности в ЦОДах из санкционного списка, эти случаи будут единичны и не приведут к отрицательной динамике.

Несмотря на санкции и другие сложности, о которых сказано выше, можно прогнозировать, что темпы роста рынка отечественных центров обработки данных в 2024 году сохранятся.

 

Автор — Леонид Юль, директор по развитию компетенций ЦОД C3 Solutions

Теги: ИТ-инфраструктура ЦОД ИТ-рынок

На ту же тему: