Вестник цифровой трансформации

«Полилог»: цифровизация отзыва автомобилей помогает обезопасить дорожное движение
«Полилог»: цифровизация отзыва автомобилей помогает обезопасить дорожное движение

Людмила Богатырева: «Нами оцифрован колоссальный массив данных об отзывных кампаниях, что позволило быстро и беспрепятственно информировать граждан и организации о том, что их автомобиль может быть опасен»


10:18 05.03.2022  |  Николай Смирнов | 1047 просмотров



Людмила Богатырева, руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог», – о проекте цифровизации отзывных кампаний для автопроизводителей, который вносит большой вклад в обеспечение безопасности транспортных средств.

Повышение уровня безопасности дорожного движения за счет снижения количества небезопасных автомобилей актуально для любой страны. По заказу Росстандарта агентство «Полилог» реализовало масштабный проект по оцифровке данных об отозванных автомобилях. Для этого были разработаны личный кабинет автопроизводителя, цифровые сервисы, позволяющие информировать граждан и организации, а также визуализированные материалы, помогающие гражданам разобраться в том, что такое «отзыв» и как проверить свой автомобиль. О реализации этого социального проекта рассказывает Людмила Богатырева, руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» и номинант на премию Data Award.

— В чем заключалась проблема отзывных кампаний?

До реализации проекта данные об отзыве автомобилей и их ремонте не собирались в единую базу данных, а хранились в разрозненных файлах и «на бумаге». Естественные следствия этого – замедление запуска отзывных кампаний из-за бумажного документооборота и низкая доля владельцев, осведомленных о потенциальной опасности своего автомобиля. При этом неоцифрованные данные невозможно передать третьим лицам, готовым подключиться к информированию и обладающим актуальными базами данных владельцев автомобилей – страховым компаниям, ГИБДД и др.

— Какова история этого проекта? Почему его начали реализовывать?

Отзывная кампания – это процесс, который объединяет автопроизводителей во всем мире. Для того, чтобы стало понятно, что это такое и для чего нужен отзыв, я хочу привести вам пример с производителем подушек безопасности Takata, которые были установлены в миллионы автомобилей различных марок.

На пике своей деятельности эта компания являлась вторым в мире производителем подушек безопасности и занимала пятую часть рынка. Но конструктивно подушки оказались несовершенными: в определенных климатических условиях при срабатывании подушки корпус газогенератора разрушался, и его фрагменты разлетались по салону автомобиля. В течение нескольких лет в мире был зафиксирован ряд смертельных исходов и большое количество случаев получения травм и увечий из-за дефекта газогенераторов.

Отзывная кампания требуется для того, чтобы бесплатно отремонтировать подобного рода дефекты и вернуть владельцу безопасный автомобиль. С 2015-го по 2021 год в России продано 11,3 млн новых авто, отозвано – 6,9 млн. Среднее количество транспортных средств в рамках отзывной кампании составляет 9 тыс. машин. Максимальное зафиксированное число – почти 220 тыс. штук.

Росстандарт активно развивает механизмы отзыва на протяжении шести лет. Совместно с автопроизводителями ведомство находится в постоянном поиске дополнительных каналов коммуникации, чтобы информация об отзыве охватила как можно большее количество людей. Вопрос был и остается достаточно «болевым» в том смысле, что распространяется на тысячи наших граждан. Небезопасные автомобили несут угрозу не только для жизни автовладельцев, но и для всех участников дорожного движения.

Основная проблема, с которой сталкиваются автопроизводители в рамках проведения отзывных кампаний, это отсутствие актуальных контактных данных автовладельцев. Данные быстро устаревают, номера телефонов меняются, автомобили продаются новым владельцам.

Решение, разработанное нами, стало краеугольном камнем в развитии механизмов отзыва транспортных средств. Мы разработали личный кабинет автопроизводителя, который позволил запускать и проводить полностью цифровые отзывные кампании.

— Возможность получить информацию об отзыве – это хорошо. А что должно происходить дальше?

С появлением личного кабинета автопроизводителя отзывные кампании превратились в достаточно слаженный механизм – автовладельцы получают понятный алгоритм действий. Сначала автовладельцу приходит уведомление о том, что транспортное средство попало в отзывную кампанию. Ему сообщается причина попадания в отзыв и предоставляется информация о том, с кем ему необходимо связаться для проведения бесплатного ремонта. Далее автовладелец обращается в любой официальный дилерский центр, и производитель ремонтирует автомобиль. Ремонт будет проведен квалифицированными специалистами дилерского центра абсолютно бесплатно. Наконец, автовладелец получает отремонтированный автомобиль, а на сайте Росстандарта появляется отметка о том, что автомобиль прошел отзывную кампанию.

— Какой процент автовладельцев реально узнает информацию, которую до них хотят довести?

По данным Росстандарта, до реализации проекта информацию об отзыве получали не более 60% владельцев. А если автомобиль был старше 20 лет, то в среднем об отзыве узнавали всего 20% владельцев.

Стоит отметить, что количество проинформированных владельцев разнится в зависимости от отзывной кампании. Например, в случае, связанном с подушками безопасности Takata, под отзыв попало около 500 тыс. автомобилей только у марок Toyota и Lexus. Несмотря на все попытки оповестить автовладельцев об отзыве, ремонт прошло всего 140 тыс. автомобилей. А теперь представьте масштаб проблемы с учетом того, что с этим дефектом столкнулось 19 автомобильных брендов, включая Ford, Nissan, BMW, Ferrari и др. Непрохождение бесплатного ремонта может привести к катастрофическим последствиям. В подтверждение этого рекомендую набрать в Яндексе «Таката, аварии» и зайти в раздел «Картинки».

Отсутствие контактных данных сильно затрудняет информирование автовладельцев об опасности. При этом многие из тех, кто был проинформирован, не приезжают в дилерские центры, так как не верят в существующую угрозу для здоровья и необходимость отзыва. Качественно проведенная отзывная кампания напрямую влияет на повышение безопасности граждан.

— Какие данные использовались в ходе этого проекта?

Нашей целью являлось выделение структурированных и неструктурированных данных из исходных массивов. Они содержали перечни отзывных кампаний, подписанные программы мероприятий по отзывным кампаниям транспортных средств, перечни VIN-номеров, которые попали в отзывную кампанию и которые прошли ее.

Специализированные платформы данных при этом не использовались, а в качестве основного инструментария обработки данных задействовались скриптовые расширения платформы «Поликод», языки Python, PHP и др.

— Какие достигнуты результаты?

Оцифрован колоссальный массив данных об отзывных кампаниях, что позволило быстро и беспрепятственно информировать граждан и организации о том, что их автомобиль может быть опасен. В результате внедрения личного кабинета создана единая цифровая база данных, которая включает почти 7 млн записей об отзывах и фактах ремонта. Эти данные можно передавать третьим лицам, которые потенциально могут проинформировать автовладельцев о том, что их транспортное средство попало в отзыв.

Всего на российском рынке работает около 40 автопроизводителей, на данный момент личный кабинет уже используют 26 из них. Среди них такие крупные игроки, как Toyota, Volkswagen, Mercedes-Benz, Mazda, Nissan и др. Все они согласуют и проводят отзывные кампании в электронной форме. С помощью разработанной системы в 2021 году запущено 50 отзывных кампаний, отозвано более 276 тыс. транспортных средств.

Более 30% автовладельцев (135,6 тыс. человек) узнали о фактах отзыва транспортных средств с помощью интерактивного сервиса на сайте Росстандарта.

— Предусматривается ли какая-либо коммерциализация проекта?

Личный кабинет автопроизводителя – это полностью социальный проект. При этом он, так или иначе, затрагивает развитие бизнеса.

Оцифровка данных об отозванных и отремонтированных автомобилях в удобном машиночитаемом формате дает возможность их использования в том числе и коммерческими сервисами. По моим данным, этот массив уже используют платформы «Авто.ру» и «Автотека» при проверке автомобиля по его VIN-номеру. В перспективе данными об отзывах могут заинтересоваться страховые компании. Они могут использовать такую информацию при установлении стоимости КАСКО и ОСАГО.

— В каком направлении будет развиваться проект?

Сейчас завершаются технические работы, связанные с разработкой «проактивного» сервиса и его выводом на портал госуслуг. Автопроизводители подчеркивают его значимость для информирования автовладельцев, чьи транспортные средства старше 2010 года. Именно с их информированием возникают наибольшие трудности, так как многие контактные данные уже неактуальны, а в официальных центрах обслуживается менее 50% клиентов.

Вывод сервиса на портал госуслуг сам по себе обеспечит возможность доведения информации об отзыве до большого количества граждан. Ожидается, что к 2024 году учетная запись на портале будет оформлена у 85% граждан страны.

Кроме «проактивного» сервиса на сайте госуслуг появится обычный интерактивный поиск отзывных кампаний. Автовладелец сможет ввести VIN-номер автомобиля и проверить, попал ли он в отзывную кампанию. Такое решение уже функционирует на сайте Росстандарта.

После появления этих сервисов акцент проекта сместится с разработки на популяризацию. Внимание будет сконцентрировано на донесении информации о действующих цифровых сервисах и важности ремонта. В частности, будут расширены каналы коммуникации. Об отзыве смогут информировать страховые компании, также данные будут учитываться в электронном паспорте автомобиля.

Цель проекта – «коснуться» каждого, у кого есть автомобиль, чтобы сделать жизнь безопасной.

Теги: Data Award