Масштаб требуемых в период пандемии изменений цепочек поставок оказался беспрецедентным, и многим компаниям они показались нереализуемыми. Закрытие общественных мест и меры социального дистанцирования привели к тому, что за необходимыми средствами защиты покупатели направились в интернет-магазины, ожидая того же уровня обслуживания, что в физических торговых точках. Иногда добиться этого было невозможно.
Эта ситуация многому научила розничные компании. В частности, она продемонстрировала, какую огромную роль могут играть технологии в повышении уровня надежности и стабильности цепочек поставок. Также она показала, как можно интегрировать различные аппаратные и программные решения для достижения более высокого уровня мониторинга процессов, что очень важно для обеспечения работы цепочек поставок в новых условиях.
Новая реальность
Где-то пандемия уже пошла на спад, но те изменения в онлайн-торговле, которые она принесла с собой, никуда не денутся. Электронная коммерция распространяется не везде одинаково быстро и зависит от уровня развития цифровых технологий в разных регионах, однако все потребители соглашаются с тем, что совершать покупки в интернете удобнее, безопаснее и выбор при этом больше. Таким образом, у многих компаний появился дополнительный канал продаж, который очевидно станет незаменимым. Из-за того, что мутации вируса и возможные новые волны заражения привносят атмосферу неопределенности, а глобальный рынок электронной коммерции стабильно растет, необходимо адаптировать цепочки поставок к возможным изменениям ситуации. Кроме того, розничные компании должны подготовиться к тому, что в будущем могут возникнуть новые сложности. Для начала следует повысить надежность, эффективность и производительность рабочих процессов склада.
Подготовка склада к новым условиям
Сейчас перед управляющими складами стоят различные задачи: постоянная работа при максимальной загрузке, перспектива роста оборотов, нехватка сотрудников, длительное обучение кадров и в некоторых случаях устаревшие аппаратные и программные средства. Другими словами, они уже находятся под огромным давлением без учета влияния дополнительных мер предосторожности из-за COVID-19 и связанного с ним количества отправляемых товаров. Однако для каждой из этих проблем можно найти решение. Поставщики могут объединить усилия и обеспечить прозрачность, которая необходима, чтобы разработать эффективные складские операции и рабочие процессы и обеспечить их выполнение во всей цепочке.
Модернизация склада
Чтобы повысить эффективность склада, следует начать с четкого анализа целей, бюджета и сроков реализации, чтобы принять правильные решения по инвестициям, которые позволят добиться максимальной выгоды и окупаемости. Модернизируя склад поэтапно, можно шаг за шагом повышать продуктивность сотрудников, слаженность работы и уровень автоматизации комфортными для вашего бизнеса темпами. Можно выделить пять основных этапов модернизации, каждый из которых позволит достичь нового уровня контроля и прозрачности процессов.
- Повышение продуктивности сотрудников. Переход с устаревших устройств и операционных систем на мобильные компьютеры и сканеры с понятным интерфейсом и простыми функциями сбора данных обеспечит минимальный уровень контроля и мониторинга.
- Повышение мобильности сотрудников и оптимизация рабочих процессов. Внедрение инноваций (носимых мобильных компьютеров, сканеров-колец и дисплеев на лобовом стекле автомобиля, оснащенных ПО для обмена данными) предоставит дополнительные возможности управления. Эти технологии просты в изучении, упрощают работу и повышают производительность сотрудников.
- Повышение уровня использования и мониторинга активов. Технологии целевого мониторинга и определения местоположения в реальном времени, поддерживающие интеграцию с ПО, — это неизменная составляющая эффективной инфраструктуры. Датчики и технологии радиочастотной идентификации значительно упрощают управление запасами и деятельностью склада.
- Возможность обратиться за помощью при принятии решений. Обеспечьте повсеместное использование технологий отслеживания и считывания данных, а также роботов и средств автоматизации.
- Повышение производительности за счет данных. Используйте предписывающую аналитику, данные с датчиков, роботов, автоматизацию и машинное обучение для прогнозирования и решения проблем в будущем.
Изменения за пределами склада
В области перевозок основные сложности связаны с нехваткой квалифицированных водителей и низким уровнем удержания персонала. Есть проблемы и с отсутствием взаимодействия между руководством складов, поставщиками и клиентами. Из-за этого машины выезжают полупустыми, увеличивается количество пробок и загрязняется воздух. Решением этой проблемы могут послужить технологии, которые собирают и предоставляют данные о складских запасах и статусе заказов сразу на нескольких складах и в центрах распределения.
Что касается последнего этапа доставки, потребители хотят получать покупки на следующий день после оплаты, а значит, розничным компаниям нужно искать новые способы доставки, если они хотят, чтобы покупатели к ним возвращались. Для этого требуется инвестировать в технологии для точного отслеживания поступления товаров на склад и их отгрузки, а также добиваться прозрачности всех точек контакта в цепочке поставок. Кроме того, онлайн-магазины чаще физических сталкиваются с возвратом товаров, им нужны технологии, которые бы облегчили обратную логистику и позволяли компании быстрее получать возвращаемые товары.
Обеспечение безопасности и защита здоровья персонала
Как показала пандемия, руководители складов тоже должны принимать строгие меры по охране здоровья сотрудников, обеспечению безопасности и проведению уборок, чтобы избежать закрытия складов и перебоев в работе цепочки поставок. Для того чтобы определить, сколько времени сотрудники проводят рядом друг с другом, и обеспечить социальное дистанцирование, можно использовать технологию Bluetooth Low Energy, интегрированную с соответствующими устройствами и программами. Она также позволяет определять, с кем контактировали заразившиеся сотрудники, чтобы изолировать заболевших и провести дезинфекцию без необходимости останавливать работу всего персонала или закрывать объект.