Вестник цифровой трансформации

Обновляем мощности: гибридная модернизация
Обновляем мощности: гибридная модернизация




Интересный опыт компаний, которые отходят от традиционной модели, арендуя хотя бы часть инфраструктуры.

23:18 25.01.2016 (обновлено: 15:30 13.01.2016)  |  Николай Смирнов | Интересный опыт компаний, которые отходят от традиционной модели, арендуя хотя бы часть инфраструктуры.3893 просмотров



Инфраструктурные проекты остаются актуальными в любой ситуации. Существующие решения устаревают и достигают пределов своих возможностей, требуя модернизации. Новой инфраструктуры требуют и внедряемые информационные системы. Ключевым вопросом становится модель приобретения новых мощностей и их встраивания в существующую инфраструктуру.

Инфраструктурные проекты остаются актуальными в любой ситуации. И компаниям приходится инвестировать в новые серверные решения и системы хранения. За несколько лет уже успел накопиться отложенный спрос на ИТ, тем более что радикальных изменений в экономической ситуации в ближайшем будущем не ожидается. Существующие решения устаревают и достигают пределов своих возможностей, требуя обновления. Новой инфраструктуры, например на базе флеш-технологий и технологий in-memory, требуют и внедряемые информационные системы. С учетом развития рынка коммерческих ЦОД ключевым вопросом становится модель приобретения новых мощностей и их встраивания в существующую инфраструктуру. Интересен опыт тех компаний, которые отходят от традиционной модели, арендуя хотя бы часть инфраструктуры.

Соответствовать ожиданиям бизнеса

«Можно выделить два мотивирующих фактора, заставляющих нас инвестировать в инфраструктуру», — говорит Сергей Сергеев, директор по развитию информационных систем и приложений «М.Видео». Первый находится внутри ИТ и связан с ростом компании или физическим устареванием оборудования. В таких случаях требуются изменения, и они требуют определенной части ИТ-бюджета и планов проектов. Поддержание роста компании, обеспечение ее необходимыми ресурсами является одной из важнейших рутинных задач ИТ-департамента. Вторая группа причин, побуждающих к модернизации инфраструктуры, — реализация бизнес-проектов: обеспечение новых бизнес-потребностей либо трансформации бизнеса. У этих проектов разные задачи.

 

Плановая модернизация оборудования имеет исключительно ИТ-составляющую. У таких проектов есть измеряемые характеристики, связанные с ростом числа транзакций, количества пользователей либо объема обрабатываемой информации. Бизнес-проекты же в большей степени направлены на достижение результата, связанного с внедрением бизнес-систем.

«В прошлом году ярким примером такого бизнес-проекта стало внедрение платформы электронной коммерции Oracle Commerce — крупный проект, который длился больше двух лет», — говорит Сергеев. С ноября было запущено решение, которое позволило компании успешно пройти «высокий сезон» с учетом нынешних рыночных реалий и обеспечило новые возможности для развития бизнеса. Как результат, в прошлом году интернет-продажи выросли на 90%.

Специально под этот проект была создана модульная виртуализованная ИТ-инфраструктура. Это обеспечило высокую скорость масштабирования ИТ-комплекса и упростило его обслуживание.

Система состоит из нескольких типовых модулей, решающих разные задачи: предоставление статической информации, динамическая генерация контента, обработка поисковых запросов, обращение к базам данных. Такое разделение позволяет выявлять узкие места в производительности и масштабировать только конкретные проблемные участки. Большая часть сервисов размещена в виртуальной среде и зарезервирована по схеме N+1, однако приложения, наиболее требовательные к времени отклика, расположены на физических серверах.

Благодаря гибкой архитектуре интернет-магазин справился с пиковыми нагрузками в новогодние праздники, когда наблюдался увеличившийся многократно наплыв пользователей.

Есть и внутренние ИТ-проекты, направленные на поддержание определенного уровня сервиса. «Мы задали высокую планку уровня поддержки бизнеса, теперь приходится ей соответствовать с точки зрения всех инфраструктурных систем», — подчеркивает Сергеев.

«Бывают ситуации, когда инвестиции в собственное оборудование нецелесообразны. Гораздо проще выполнять эти работы на стороне какого-либо из партнеров», Сергей Сергеев, директор по развитию информационных систем и приложений «М.Видео»

Например, осенью «М.Видео» развернула виртуальные рабочие места пользователей по технологии VDI (Virtual Desktop Infrastructure). Для подключения к виртуальным рабочим станциям VDI на местах сотрудников установлены нулевые клиенты. Они не требуют обслуживания, а работают в среднем в полтора-два раза дольше, чем традиционные системные блоки, и при необходимости мгновенно заменяются. Благодаря консолидации пользовательских и серверных вычислительных ресурсов в среднем в пять раз снизилось энергопотребление, сократились затраты на администрирование и модернизацию рабочих мест.

ИТ-инфраструктура VDI включает кластерную виртуальную вычислительную платформу, хранилище данных с возможностью многоканального доступа к дисковым массивам, а также системы диспетчеризации запросов и балансировки нагрузки. Резервирование компонентов ИТ-инфраструктуры позволило существенно повысить надежность обработки и хранения пользовательской информации.

Когда время имеет значение

«Бывают ситуации, когда инвестиции в собственное оборудование не являются целесообразными. Гораздо проще выполнять эти работы на стороне какого-либо из партнеров в условиях прозрачных временных и финансовых затрат», — подчеркивает Сергеев.

В частности, речь может идти о приобретении инфраструктуры на короткий промежуток — например, для нагрузочного тестирования. В основном такие проекты направлены на то, чтобы обеспечить определенную производительность комплекса и подтвердить ее. Понятно, что тестирование не будет происходить вечно и не несет явной бизнес-выгоды. Скажем, при проведении нагрузочного тестирования новой торговой системы было необходимо за две недели подготовить более 300 магазинов стандартной конфигурации и провести проверку работоспособности нового решения.

Для таких проектов «М.Видео» привлекает виртуальный ЦОД компании «Инфосистемы Джет». Провайдеру услуг формулируются требования к вычислительным ресурсам, и в течение короткого времени получается инфраструктура, отвечающая им.

«Такие проекты мы неоднократно проводили и будем продолжать. Мы не можем себе позволить ради важной, но очень короткой задачи, не связанной напрямую с бизнес-критичными сервисами, тратить свои ресурсы», — объясняет Сергеев. При классическом подходе ресурсов потребовалось бы действительно гораздо больше, причем речь идет обо всех их видах — финансовых, временных, человеческих.

Да, стоимость аренды может показаться большой, но, если ее разложить на составляющие в виде лицензий, серверных ресурсов и систем хранения, она воспринимается по-другому. Любому человеку, знакомому со стоимостью серверов и систем хранения данных, оценка будет понятна. Не стоит забывать и о сроках: компании была нужна инфраструктура на два месяца, но одно лишь приобретение оборудования за границей занимает именно такое время.

Самой большой проблемой в случае аренды инфраструктуры становится трансформация своих собственных представлений о бизнес-потребностях в понятные системному интегратору запросы. Как признает Сергеев, переход в термины технических характеристик инфраструктуры — процессоров, дисков и т. п. — был непростым этапом. Теперь это делать научились, и в будущем компании будет проще.

Обновляем мощности: гибридная модернизация

Непрерывность как преимущество

«Меня приглашали именно для модернизации информационных систем. Новой ERP-платформой для компании на ближайшие пять лет стала Microsoft Dynamics AX 2012», — рассказывает Станислав Гумницкий, директор по ИТ Concept Group, проработавший в компании уже два с половиной года.

Уже изначально было очевидно: объем обрабатываемых данных будет постоянно расти, поэтому инфраструктура должна либо обладать большим запасом, либо как минимум быть масштабируемой. Ее модули должны быть заменяемыми, причем необходима гарантия, что через несколько лет требуемая элементная база будет существовать.

Concept Group — компания, работающая в индустрии моды; ее розничная сеть насчитывает около 200 магазинов и 170 франчайзинговых партнеров. Кроме того, есть интернет-магазин и крупный склад с высокой оборачиваемостью товаров. Нельзя забывать про специфику модной одежды: жизненный цикл каждой коллекции крайне короток — всего девять месяцев, плюс несколько недель непосредственно на продажу, после чего про нее можно забыть. Таким образом, задача компании — не только продать, но и выйти к концу сезона с нулевыми остатками.

Непрерывность бизнеса фактически является нашим конкурентным преимуществом. Простой склада на протяжении полудня оборачивается несколькими десятками миллионов убытков», Станислав Гумницкий, директор по ИТ Concept Group

«Если с какой-то коллекцией произойдет серьезный промах, потом ее будет уже не продать. Непрерывность бизнеса фактически является нашим конкурентным преимуществом», — уверен Гумницкий. Для компании важно иметь возможность управлять товародвижением, складскими запасами, заказами и даже поставками (продукция разрабатывается в России, но шьется в Китае). Со стороны ИТ необходима серьезная поддержка процессов — не должно быть проблем, связанных с оборудованием и серверами, производительностью приложений. Например, простой склада на протяжении нескольких часов оборачивается десятками миллионов убытков.

До определенного времени компания работала на решениях «1С». Однако они имеют предел производительности, и наступает момент, когда вкладывать деньги в оборудование становится бессмысленно. Кроме того, появились планы по развитию бизнеса, идеи о внедрении бизнес-аналитики, CRM, POS-решений в магазинах. Но главное — требовалась более серьезная ERP-платформа, под которую пришлось создавать новую инфраструктуру: следовало выжать из решения максимум производительности.

Начать с виртуализации

Существовавшие вычислительные мощности Concert Group представляли собой типичную хаотично разросшуюся ИТ-инфраструктуру небольшого предприятия. Она развивалась по мере необходимости, с минимальными бюджетами, без каких-либо стандартов и стратегии. Следовало принять решение о дальнейшем направлении ее развития.

«Начальной точкой изменений стала виртуализация ресурсов: все бизнес-сервисы за пару месяцев были перенесены в свое частное облако, построенное на Microsoft Hyper-V», — подчеркивает Сергей Соколов, руководитель группы администрирования инфраструктуры Concept Group. Появилась гибкая инфраструктура, в которой «поддать газу» какому-нибудь сервису было достаточно просто. Помимо этого, была достигнута экономия серверных ресурсов: сейчас они используются на 70–80%. В итоге все оборудование вошло в состав единого облака, его ресурсы можно перемещать на различные задачи в зависимости от ситуации. В качестве новой аппаратной платформы были выбраны решения IBM.

«Современные технологии позволяют собрать необходимое бизнесу решение из элементов практически любых производителей. Рассматривалось много вариантов, вплоть до самостоятельной сборки», — говорит Соколов. Однако есть такие понятия, как экономия стоечного пространства, стоимость поддержки и обслуживания оборудования. Опыт работы с различными вендорами показал, что у IBM, во-первых, все компактно, а во-вторых, есть большой опыт работы с модульными решениями, в то время как многие другие поставщики только начинают выходить на этот рынок. Кроме того, хорошо поставлена техническая поддержка — замена поврежденного оборудования производится чуть ли не на следующий день.

В основу новой инфраструктуры положено решение, спроектированное на базе IBM Flex System x240 и многоуровневого комплекса хранения данных, в который вошли Storwize V7000, FlashSystem 840, а также система хранения данных начального уровня IBM Storwize V3700. Флеш-система — самый быстрый элемент системы хранения — используется для обработки «горячих» блоков баз данных ERP.

«Оборудование — современное и новое, однако хороших специалистов на рынке мало. Самостоятельно осваивать железо трудно», — сетует Гумницкий. Самое сложное — найти квалифицированного сервисного инженера со стороны поставщика или вообще на рынке. Таких людей немного даже у вендоров.

Другая проблема также касается современности оборудования. Есть когорта ортодоксальных ИТ-специалистов, не доверяющих инновациям. В любом проекте бывает период, когда оборудование только приближается к оптимальному режиму работы, показывая результаты ниже заявленных, однако терпеть хотят не все.

 

Узкие места облаков

«Пока наша компания выходить в публичное облако не готова. Как минимум это экономически нецелесообразно», — полагает Гумницкий. Практика показывает, что стоимость аренды оборудования в облаке в полтора раза выше, чем содержание аналогичного оборудования.

Компания реализовывала конкретный проект — создание корпоративного портала, в рамках которого планировался вывод сервиса в публичное облако. Были запрошены коммерческие предложения нескольких поставщиков, и в результате получилось, что затраты на аренду превысят затраты на закупку собственного оборудования уже через 6–10 месяцев. А подобные проекты оперируют гораздо более длительными сроками: в идеале они будут существовать столько же, сколько сама компания.

Кроме того, облака негативно влияют на вопросы непрерывности бизнеса. Как только облако выносится вовне, каналы связи мгновенно становятся узким местом.

Наконец, по мнению Гумницкого, в России пока нет компаний, продающих полноценные облака. По крайней мере, этот рынок еще не дошел до среднего бизнеса. Слово «сервис» на постсоветском пространстве пока не приобрело того значения, какое должно в себе нести, включая формирование адекватных, учитывающих прежде всего интересы заказчика соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA) и их соблюдение, резервирование мощностей и т. д. Даже если предположить возможность заключения SLA, отвечающего требованиям бизнеса, то такие контракты будут сверхзатратными.

«От своего подразделения я могу потребовать любой надежности, ограниченной здравым смыслом, причем за каждый сервис будут отвечать конкретные сотрудники. У сервис-провайдеров несколько инженеров отвечают за десятки и сотни клиентов — о какой оперативной реакции в этом случае может идти речь?» — задается вопросом Гумницкий.

Справедливости ради следует отметить, что инфраструктура Concert Group вынесена на площадку коммерческого ЦОД. Такие задачи, как электропитание и кондиционирование, внешнему поставщику доверить все-таки смогли.

***

Выбор той или иной концепции развития инфраструктуры является прерогативой ИТ-директора, но отражает выбранную компанией стратегию. Тенденция все большего использования внешних услуг говорит о постепенной ориентации предприятий на сервисную модель ИТ. Первым шагом на этом пути может стать перевод систем в частное облако, заодно позволяющий оптимизировать ресурсы. В дальнейшем, в зависимости от бизнес-потребностей, часть сервисов может быть перенесена вовне. Именно гибридные облака, согласно прогнозам аналитиков, в ближайшие несколько лет станут доминирующей моделью потребления ИТ-услуг.

Теги: ИТ-инфраструктура