Вестник цифровой трансформации

Клиника «Медицина»: инфраструктура, ориентированная на пациента
Клиника «Медицина»: инфраструктура, ориентированная на пациента

Максим Петухов: «Только предусмотрительность, проявленная при проектировании, позволяет решать инфраструктурные задачи не ежегодно, а разово»


12:17 10.06.2019 (обновлено: 16:23 25.06.2019)  |  Ирина Шеян | 3988 просмотров



В клинике целенаправленно изучают новые технологии и продукты, но берут их на вооружение только в тот момент, когда это становится экономически оправданным.

В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) стремятся использовать весь арсенал информационных технологий для повышения клиентоориентированности бизнеса. Это стремление находит отражение и в инфраструктурных проектах. О самом последнем из них Максим Петухов, ИТ-директор АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), расскажет на форуме ИНФРАСТРУКТУРА 2019, которую издательство «Открытые системы» проведет 18 июня. А пока он ответил на несколько вопросов CIO.ru.

Несколько лет назад в клинике произошли глобальные изменения инфраструктуры, сопровождавшие расширение бизнеса. Редкая возможность узнать, как показали себя самые современные на тот момент технологии в долгосрочной перспективе.

- Клиника создавала инженерную и ИТ-инфраструктуру с запасом, но мир с каждым днем меняется все динамичнее. Хватает ли сегодня того «запаса», чтобы поддержать дальнейшее развитие бизнеса?

Бесконечный запас расширения создать невозможно, он ограничен средним временем жизни технологий. Если для софта можно все время поддерживать актуальную версию, то «железо» однозначно стареет.

Тот запас, который мы закладывали при проектировании инфраструктуры, по-прежнему играет свою роль. Мы спокойно увеличили там, где нужно было, количество компьютеров, которые подключаются к проводной сети. Возможности, которые были заложены в ЦОДе по размещению оборудования, нас устраивают.

Конечно, мы проводим ротацию серверного оборудования, периодически заменяя на новые те серверы, которые отработали пять-семь лет, получаем ускорение работы информационных систем и новые возможности. Но при этом базовая инфраструктура остается актуальной и, наверное, еще долго такой останется. Нам предстоит замена оборудования, например, кондиционеров, периодически меняем аккумуляторы ИБП, срок жизни которых составляет три-пять лет в зависимости технологии. Все это происходит в штатном режиме.

И мы очень внимательно следим за сервисным обслуживанием оборудования ЦОДа, которым занимается внешний подрядчик. Возникающие небольшие проблемы устраняются как можно быстрее, это и служит залогом долгого срока службы.

Года через три потребует замены система охлаждения. Тут мы рассчитываем на новый ЦОД в нашем онкологическом центре, который сейчас строится в Химках. Он будет аналогичен по возможностям нынешнему ЦОДу, и мы получим географически распределенную, отказоустойчивую и даже катастрофоустойчивую инфраструктуру. Все информационные системы, которые сейчас работают на оборудовании действующего ЦОДа, смогут мигрировать и продолжить работу там. Эта мера позволит установить новое оборудование, провести модернизацию системы охлаждения, замену стоек. Инфраструктурные возможности нового онкологического центра будут служить всей клинике в целом. При его проектировании мы закладываем возможности расширения и плавной замены ИТ-оборудования.

- Как часто бизнес ставит перед ИТ-службой клиники задачи, требующие модернизации инфраструктуры?

Поскольку при проектировании мы ориентируемся на пяти-семилетнюю перспективу, с учетом параметров роста самого бизнеса, его потребностей в ИТ, это происходит достаточно редко. Именно поэтому текущая инфраструктура так долго служит.

Только предусмотрительность, проявленная при проектировании, позволяет пользоваться плодами инфраструктурных проектов на протяжении длительного времени.

- Какими подходами вы руководствуетесь в управлении инфраструктурой? Много ли внимания вы ей уделяете?

Инфраструктура требует много внимания, так как это краеугольный камень, на который опирается вся работа клиники. Но при этом у нас очень ограниченный ресурс сотрудников, которые могут обслуживать, контролировать инфраструктуру, устранять возникшие проблемы и принимать корректные решения о привлечении внештатных специалистов. Поэтому очень важен мониторинг, который мы непрерывно совершенствуем.

Мы используем две системы мониторинга. Первая, приобретенная вместе с сетевым оборудованием Hewlett-Packard, служит для его мониторинга, контроля изменений конфигураций. Вторая, Zabbix, более универсальна и позволяет отслеживать параметры всего оборудования и информационных систем. Недели не проходит, чтобы мы не ввели в нее какой-то новый параметр или сценарий работы оповещений. Это та система, которую мы все время наращиваем.

Также крайне важна автоматизация рутинных задач. У системного администратора очень высокая квалификация, но, если для выполнения каждого действия надо будет заново писать какой-то скрипт, никакого ресурса не хватит. Поэтому мы внедряем средства автоматизации работы ИТ-сотрудников, все время их совершенствуем и наращиваем. В результате два человека обслуживают всю сетевую и серверную инфраструктуру и ЦОД, включая обеспечение круглосуточной работы инженерной инфраструктуры здания.

- Какие технологические тенденции с вашей точки зрения важно учитывать при планировании развития инфраструктуры? Облачные технологии, гиперконвергентные, микросервисные архитектуры, что из них вы примете во внимание?

Мы отслеживаем все технологические тенденции, целенаправленно изучаем новые технологии и продукты, которые появляются на рынке. Все технологии, и облачные, и гиперконвергентные, безусловно, сыграют свою роль, каждая на своем уровне. Но для нас это произойдет ровно в тот момент, когда станет экономически оправданным. Если посчитать все затраты и все риски, связанные, скажем, с использованием облачных технологий, это не всегда выгодно, особенно когда уже есть сложившаяся практика, оборудование, обученный персонал, система поддержки и подготовки сотрудников.

Поэтому при внедрении новых систем и попытке сократить затраты на действующие мы исследуем и проводим расчеты для всех современных технологий. Облака — одна из них. Пока мы не увидели такого предложения, которое позволит сэкономить существенные средства: повторюсь, в клинике построена очень серьезная инфраструктура, многое сделано с запасом. Нам не интересно брать вычислительные мощности из облака, потому что выгоднее загрузить свои. Но мы присматриваемся ко всему, и одно из интересных перспективных направлений — возможность долговременного хранения зашифрованных резервных копий информационных систем, а также данных систем видеонаблюдения, которые занимают очень большой объем, и архивов медицинских исследований — КТ и ПЭТ/КТ. То есть тех данных, которые можно спокойно перенести «на холод», так как даже ленточные накопители требуют определенных параметров хранения: влажности, температурного режима.

- Что вы расскажете участникам конференции «Инфраструктура» и что вам самому будет интересно?

Сосредоточусь на проекте обновления сети Wi-Fi. Интересно, что немаловажную роль в принятии решения об этих инвестициях сыграли пациенты, высказав свое мнение, которое утвердило нас в необходимости этого проекта. Это важно для ИТ-директоров и для владельцев бизнеса.

Мне на конференции будет интересно подтвердить свой опыт и расширить свои знания. А также увидеть, как другие компании применяют технологии, к которым мы относимся осторожно из-за крайне серьезного подхода к защите персональных данных. Посмотреть на удачный опыт коллег по переносу в облако сервисов с учетом всех аспектов защиты персональных данных и удобства доступа внешних и внутренних заказчиков, по модернизации ЦОДа c использованием гиперконвергентной архитектуры. Это очень полезно, чтобы мы могли учиться не только на своих ошибках.

Теги: ИТ-инфраструктура ИТ в здравоохранении ЦОД Сетевой мониторинг Сетевая инфраструктура

На ту же тему: