Вестник цифровой трансформации

«Свое село» от РСХБ: платформа поддержки развития сельских территорий
«Свое село» от РСХБ: платформа поддержки развития сельских территорий

Наталья Кушнарева: «Для нас как весьма молодого сервиса существенное значение имеет анализ данных по клиентскому поведению с использованием алгоритмов машинного обучения для оптимизации клиентского пути и улучшения клиентского опыта»


16:26 10.03.2022 (обновлено: 19:26 10.03.2022)  |  Николай Смирнов | 681 просмотров



Наталья Кушнарева, управляющий директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка, – о создании цифровой экосистемы «Свое село», ставшей первой в России площадкой с полным комплексом сервисов для выбора, обустройства и приобретения жилья в сельской местности.

Переезд людей из мегаполисов в сельскую местность стал заметной тенденцией последнего времени. Как известно, спрос на услуги рождает предложение. Цифровая экосистема «Свое село», созданная РСХБ, стала первой в России площадкой с полным комплексом сервисов для выбора, обустройства и приобретения жилья в сельской местности и за городом. О ее построении и первых результатах работы рассказывает Наталья Кушнарева, управляющий директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка, руководитель проекта «Свое село» и номинант на премию Data Award.

— Как родилась идея создания экосистемы «Свое село»?

Пандемия ускорила деурбанизацию и вдохновила миллионы людей переселяться из мегаполисов в пригороды и сельскую местность. Примерно две трети территории России относятся к сельской местности, здесь проживает около четверти населения страны. Сейчас в РФ действует государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой выделено несколько направлений, связанных с созданием и развитием инфраструктуры на сельских территориях и условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения. Однако село пока отстает по уровню жизни от крупных населенных пунктов, а основная часть сервисов создается для больших городов и мегаполисов.

РСХБ поставил перед собой задачу упростить получение онлайн-сервисов для жителей сельских территорий и расширить набор доступных на селе цифровых услуг, запустив экосистему «Свое село», которая позволяет клиентам получить онлайн практически весь комплекс услуг, необходимых для комфортной жизни за городом. Это поможет на национальном уровне решать задачи по обеспечению россиян доступным и комфортным жильем.

— На какие конкретные тенденции и предпосылки вы опирались?

Во-первых, на государственном уровне установлен фокус внимания к индивидуальному жилищному строительству: государство субсидирует ипотечные программы с целью приобретения жилья в сельской местности, а до конца года запланирован запуск программы для ИЖС, преимущественно в сельской местности. Во-вторых, за последние 20 лет увеличилась активность населения на рынке индивидуального жилищного строительства; доля жилья, построенного населением, выросла с 20% до 27%. За это же время ввод в эксплуатацию жилья вырос на 270%, а ввод частных домов на 320% – наблюдается устойчивый рост рынка жилья, причем ввод частных домов в эксплуатацию растет опережающими темпами. На рынке видна тенденция к строительству частных домов.

— Какие сервисы включает экосистема? Каким принципам пытались следовать при их формировании?

Создание экосистемы «Свое село» началось с изучения основных проблем и вопросов, с которыми сталкиваются жители при переезде за город. Самые очевидные из них: где выбрать и приобрести земельный участок, как самостоятельно построить дом и сколько это будет стоить, где выбрать и купить готовый дом, где подобрать походящий проект дома и надежного подрядчика, как выбрать наиболее выгодную ипотечную программу и т. п.

Таким образом, главным принципом при формировании сервисов экосистемы «Свое село» являлась необходимость закрыть все возникающие потребности клиента при переезде за город и предоставить лучший клиентский опыт в сфере строительства, приобретения и обустройства загородной жилой недвижимости с возможностью подбора наиболее подходящего ипотечного решения.

Созданная нами экосистема включает в себя несколько категорий сервисов. Первая из них – сервисы подбора недвижимости. Это уникальная база объектов загородной недвижимости с описанием инфраструктуры и возможностью подачи ипотечной заявки онлайн, витрина объектов недвижимости, каталог типовых проектов домов, бань и придомовых построек, перечень подрядных организаций, аккредитованных под строительство жилья.

Вторая категория – финансовые сервисы. Сюда входит цифровая заявка на ипотеку и потребительский кредит, онлайн подбор ипотечной программы, карточка ипотечной программы, ипотечный калькулятор, калькулятор потребительского кредитования. Третья категория – сопутствующие сервисы. К ним относятся предложения от аккредитованных подрядных организаций, калькулятор расчета строительства дома, личный кабинет партнера и каталог услуг от партнеров.

Платформа «Свое село» была бы неполноценной без информационных сервисов: новостей и контента от читателей, лайф-контента и опросов, stories, чат-бота. Отдельно можно упомянуть ресурс «Деревни будущего».

— Что было самым сложным в ходе реализации этого проекта?

Самым сложным было предусмотреть функционал платформы, которой нет аналогов (она запущена в мае 2021 года), который будет помогать клиентам решать задачи, связанные с приобретением, владением и обустройством жилья в сельской местности.

— Насколько вообще популярно «деревенское» направление среди граждан?

По оценке Росстата, на начало 2022 года численность сельского населения РФ составила 25,56%. Кроме того, по данным последней всероссийской сельскохозяйственной переписи, в стране насчитывается 13 млн садовых участков, что показывает интерес горожан к сельскому образу жизни. Социологические опросы говорят о том, что сегодня уже каждый пятый россиянин хотел бы переехать за город. Людей привлекает чистый воздух, спокойный ритм жизни, возможность держать личное хозяйство и питаться натуральными продуктами.

— Какие данные использованы при построении системы?

При проектировании системы мы изначально закладывали возможности по использованию технологий искусственного интеллекта и аналитики данных. Например, мы используем реализованный в РСХБ цифровой профиль клиента, содержащий всю доступную информацию по нему, и цифровую маркетинговую платформу для формирования персонализированных предложений и коммуникаций с клиентами, а также персонализации содержания нашей платформы. Также для нас как весьма молодого сервиса существенное значение имеет анализ данных по клиентскому поведению с использованием алгоритмов машинного обучения для оптимизации клиентского пути и улучшения клиентского опыта. Важно отметить, что цифровой профиль клиента, помимо внутренних данных, содержит и внешние данные, что помогает нам повысить показатели по привлечению новых клиентов.

— Пытались ли оценить финансовый эффект от создания экосистемы? Каких результатов ожидаете?

При открытии проекта оценивался как прямой финансовый, так и качественный эффект. Так, например, в части оценки качественного эффекта мы руководствовались метриками, связанными с цифровизацией ипотечной заявки (сокращение времени подачи заявки на кредит), количеством посетителей платформы и процентом клиентов, оформивших ипотеку, которые имеют персональные предложения и т. д.

— Что вы считаете наиболее важными достижениями?

Мы гордимся, что нам удалось разработать первую в России экосистему, цифровизирующую процесс строительства и приобретения готового дома: от выбора проекта, покупки подходящего участка, расчета сметы и строительства индивидуального жилья по проекту партнера до подбора готового дома и благоустройства приусадебной территории.

За восемь месяцев с начала выпуска системы в опытную эксплуатацию на нашей витрине представлено более 1 млн объектов загородной недвижимости, получено более 8,5 тыс. заявок на ипотеку, мы имеем более 730 тыс. уникальных пользователей клиентской аудитории. К платформе подключились более 800 подрядных организаций, оказывающих услуги по строительству домов и разместивших более 1 тыс. проектов домов на платформе, и более 4 тыс. партнеров, оказывающих услуги. Наши клиенты могут выбирать из более чем 4,5 тыс. услуг от партнеров по строительству, ремонту и обустройству дома и территории.

— В чем роль экосистемы для рынка?

Роль нашей экосистемы состоит в том, чтобы предоставить клиентам полную информацию о возможности приобретения недвижимости в сельской местности, предоставить широкие опции ипотечной программы, а также обеспечить сопутствующие сервисы. Как показывает практика, в сельские территории и за город стремятся не только молодые семьи, мечтающие о просторном жилье, но и люди, желающие жить в комфортном коттеджном поселке, где можно приятно проводить время на лоне природы, в экологически чистых условиях.

В данный момент большая часть сервисов на рынке создается для крупных городов, мегаполисов. Это более простой путь, так как там другая экономика, другая рентабельность. Но не надо забывать про 25% сельского населения страны. Мы надеемся, что наша экосистема позволит решить значительное количество вопросов жителей сельских территорий.

— В каком направлении будет развиваться экосистема «Свое село»?

Мы стремимся стать крупнейшей платформой на рынке индивидуального жилищного строительства. В числе прочего, на базе нашей платформы требуется создать сервисы по оценке недвижимости и кадастровой оценке, витрину архитектурных проектов, мобильное приложение по обслуживанию ипотечных кредитов. На ней должны появиться страховые, юридические, налоговые услуги, а также прием платежей.

Теги: Экосистемы Data Award