Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 построен по заказу Росатома на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Одной из важнейших задач эксплуатации ледокола является проведение работ общесудового и специального назначения по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР). Большой объем этих работ, а также их сложность и необходимость точного соблюдения регламентов и требований повышают трудоемкость процессов технического менеджмента. Экономическая эффективность эксплуатации зависит от затрат как на сами работы, так и на закупку широкой номенклатуры запчастей и материалов. Статьи этих затрат требуют корректного учета и объективного анализа с целью выявления внеплановых составляющих и их причин, и принятия соответствующих решений.
В этой связи необходимым инструментом управления эксплуатацией станет система обеспечения эксплуатации ледокола. Она служит для информационной поддержки и автоматизации процессов ТОиР, включает в себя береговую и судовую часть.
Функциональность системы охватывает планирование ТОиР, составление, калькуляцию и согласование ремонтных ведомостей, автоматизированный обмен ремонтными ведомостями между офисом и судном, формирование отчетов о выполнении работ, определение плановых и фактических затрат, анализ результатов, формирование заявок на материально-технические ресурсы под ремонтные работы, управление складами запчастей и материалов, автоматизированное взаимодействие со смежными информационными системами и многие другие функции.
Для создания системы привлекли разработчика EAM-системы TRIM – компанию «СпецТек». Главным аргументом в пользу такого выбора стал тот факт, что управление ТОиР всего атомного ледокольного флота России уже более 10 лет ведется именно в этом решении.
Создание системы эксплуатации ледокола охватило комплекс работ, включая разработку документации на систему, наполнение базы данных, разработку конвертера для интеграции системы с АСУТП ледокола, установку, пуско-наладочные работы и приемочные испытания, подготовку пользователей, швартовые и ходовые испытания системы на производственной базе ООО «Балтийский завод-Судостроение».