До начала проекта расчет НПО и подготовка деклараций велись вручную, процесс был крайне трудозатратным и сложным. Отсутствовали превентивные меры по выявлению возможных ошибок в расчете налога, они обнаруживались уже по факту публикации отчетности, из-за этого приходилось подавать корректировочные декларации, возрастал риск штрафов и пеней. Учитывая сложную структуру расположения производственных площадок в особых экономических зонах и участие компании в различных инициативах, предусматривающих определенные налоговые выгоды, сотрудникам налогового департамента BIOCAD необходимы были инструменты, которые бы помогли упростить и ускорить коммуникацию с налоговыми органами.
Переход на налоговый мониторинг стартовал в середине 2020 года, функционал автоматического расчета налога на прибыль был запущен уже в декабре. В мае 2021 года была завершена публикация в витрине данных сводных и аналитических регистров по НПО за I квартал. Базовое решение расширено в соответствии со спецификой налогового учета в компании, настроена интеграция с системой-источником, реализованы дополнительные аналитические регистры, формы деклараций и регистров адаптированы под ведение показателей в разрезе нескольких налоговых зон.
Новая система позволила наладить онлайн взаимодействие и электронный документооборот с налоговыми органами, минимизировать количество ошибок при расчете налоговой базы и отчислений, значительно уменьшить количество запросов, поступающих от налоговых органов, снизить штрафы и налоговые риски, а также сократить время на подготовку отчетности и выездные проверки. Сотрудники налогового департамента могут оперативно консультироваться с экспертами налоговых органов по вопросам последствий совершаемых сделок, по сложным или нетипичным операциям и управлять рисками, опираясь на мотивированное мнение специалистов ФНС. Удобный web-интерфейс витрины позволяет использовать ее в качестве отчетной системы руководителям налогового и финансовых департаментов, а также как инструмент для анализа налоговых показателей, аудита и оптимизации отчетности со смежными подразделениями.
Как отмечает Дмитрий Гордеев, заместитель генерального директора по финансам и управлению цепями поставок BIOCAD, переход на новый формат работы и развитие системы внутренних контролей является одним из важных шагов в вопросе управления рисками и обеспечения устойчивости бизнеса. Инициатива повлияла на улучшение имиджа компании со стороны государства и контрагентов. Также реализация проекта положительно отразилась на оценке кредитного агентства Moody’s в рамках процесса присвоения первичного корпоративного кредитного рейтинга.
В ближайшем будущем запланировано развитие функциональности витрины налогового мониторинга и расчета налога на прибыль: будут введены дополнительные регистры в системе, добавлен автоматизированный параллельный учет проектов НИОКР, в функциональный объем витрины войдут НДФЛ и страховые взносы, транспортный и имущественный налоги.