В 83% отечественных компаний из списка Топ-500 РБК не менее половины офисного персонала работало дистанционно. Как показало исследование, проведенное компаниями «Инфосистемы Джет» и Citrix, большинство из них планируют сделать удаленную работу средством конкурентной борьбы. Гибкий график посещения офиса, удаленка на постоянной основе для части сотрудников и найм персонала в регионах — вот основные преимущества, которые российский бизнес возьмет с собой в постковидное будущее.
Удаленная работа: опыт и сложности
В 2020 году переход на удаленную работу стал массовым. Только 1% компаний новый тренд затронул незначительно, а подавляющее большинство получило опыт массовой удаленки: в 54% компаний вне офиса работало более 75% сотрудников, а в 35% — свыше 90%.
Быстро перестроиться под требования новой реальности во время пандемии стало серьезным вызовом. В основном респонденты сетовали на экспоненциальный рост нагрузки на ИТ-персонал — это отметило 52% из них. Вторую по значимости сложность создавал недостаток устройств для работы из дома. Почти треть респондентов отметила проблемы с информационной безопасностью. Также существенная доля компаний столкнулась с недостаточной пропускной способностью каналов связи и нехваткой серверных мощностей. Лишь 16% респондентов не коснулись какие-либо проблемы.
Технологии для организации удаленной работы
Удаленный доступ к корпоративным ресурсам организовали практически все опрошенные компании. Обычно они применяли сразу несколько инструментов.
Крупные компании никогда ранее не сталкивались с необходимостью вывести на удаленную работу значительную часть офиса. Поэтому в основном использовали базовые технологии: удаленный физический доступ к ПК вместе с VPN и терминальные серверы. Технология виртуальных рабочих мест (VDI), как самая передовая и безопасная, также имела широкое распространение, ее использовали 36% респондентов. Главными «поклонниками» VDI являются представители финансового сектора — 80% респондентов этой отрасли назвали VDI в качестве основного способа организации удаленной работы.
Перспективы: офис или работа из дома?
84% компаний нашли в вынужденном переходе на удаленную работу преимущества для бизнеса (сокращение затрат на офис, возможность найма персонала из регионов) и сотрудников (гибкий график). Только 16% респондентов не видят в удаленке плюсов.
Более 80% компаний намерены использовать удаленный формат работы в будущем. Гибкий график посещения офиса вкупе с работой части сотрудников в удаленном режиме дадут возможность сэкономить на аренде и привлечь кадры из других регионов.
При этом полностью отказываться от офиса российский бизнес не собирается. Свыше половины компаний не планируют менять или сокращать офисные пространства, 24% респондентов хотят реорганизовать их. Только 12% опрошенных готовы сократить офисные площади или переехать в более дешевый офис. В модный коворкинг с гибкой оплатой готовы переселиться лишь 2%.
О планах по развитию инфраструктуры удаленного доступа заявили 65% респондентов. Еще 34% не будут предпринимать никаких действий в этом направлении. Эта группа наполовину представлена компаниями, которые уже обладают всеми необходимыми ИТ-инструментами, и теми, кто не видит выгоды в удаленной работе.
Бизнесу, ориентированному на развитие инфраструктуры удаленной работы, предстоит решать задачи в трех сферах — организация удаленного доступа путем внедрения VDI, обеспечение безопасности и разные аспекты работы с пользователями.