Все участники опроса отметили, что в их компаниях сейчас используют один или несколько сервисов для онлайн-встреч и совещаний. 80% также используют мессенджеры, хотя в большинстве случаев это не корпоративные сервисы, а привычные приложения «для жизни», такие как Telegram. Иногда это нарушает корпоративные политики безопасности, если речь идет, например, о пересылке документов, обсуждении коммерческих или других чувствительных вопросов. У трети опрошенных также развернуты платформы для онлайн-обучения — в основном это группа респондентов из вузов и крупных корпораций, развивающих собственные учебные центры или академии. 19% респондентов подтверждают использование сервисов для совместной работы — например, онлайн-досок.
В 60% организаций-участниц опроса используют одновременно несколько разных платформ видеоконференцсвязи. Часто компании продолжают применять ранее внедренные зарубежные решения и параллельно тестируют российское ПО. Наличие исключительно зарубежных приложений становится крайне редкой, почти экзотической практикой для крупных российских компаний. Это связано в большинстве случаев с отключением зарубежных сервисов, прекращением их поддержки или ограничениями в продлении лицензий со стороны западных вендоров.
42% респондентов рассматривают внедрение или замену сервисов для коммуникаций в ближайшие 12 месяцев. В 100% случаев к внедрению предполагаются российские продукты.
Ключевые критерии российских крупных заказчиков при выборе решений для бизнес-коммуникаций – это стабильность работы сервиса (98%), его защищенность от угроз кибербезопасности (97%), а также стоимость (84%). Менее четверти респондентов подтвердили интерес к развертыванию коммуникационной платформы в контуре компании — on-premise. Большинство же рассматривают (или уже используют) облачные сервисы.
К основным преимуществам онлайн-коммуникаций в рабочих процессах подавляющее большинство опрошенных относит эффективность взаимодействия. Кроме того, многие отмечают также возможность расширить таким образом формат мероприятий и встреч, что актуально для крупных распределенных компаний, а также вузов и медицинских организаций. 70% фиксируют ускорение решения оперативных вопросов благодаря онлайн-взаимодействию, а 64% подтверждают экономический эффект за счет перевода некоторых бизнес-процессов из офлайна в онлайн.