В каждом регионе России «Пятерочка» имеет свой набор локальных поставщиков и отличается по ассортименту. Новая модель позволяет на имеющейся логистической инфраструктуре распределить поток товаров таким образом, чтобы минимизировать затраты на складские и транспортные услуги по снабжению магазинов. По итогам работы оптимизационного модуля аналитики «Пятерочки» получают информацию о том, какой ассортимент на каком РЦ должен храниться, как устроены межскладские перемещения и цепочки поставок. Ожидаемый эффект на снижение стоимости транспортной логистики составляет до 25% для магазинов, снабжение которых переключается на другие РЦ (или около 1% от общих затрат на транспорт).
Оптимальный план распределения товаров по РЦ и эффективные цепочки поставок регулярно пересматриваются и корректируются в зависимости от сезонных колебаний и помогают гладко проходить периоды нестабильного, ажиотажного спроса, который был, например, в марте-апреле текущего года.
Новая модель дополняет имеющиеся инструменты оптимизации, она разработана совместно командой экспертов «Корус Консалтинг» и «Пятерочки» на базе международных технологий. Помимо тактической модели, «Пятерочка» также активно применяет модель для стратегического горизонта планирования (3-10 лет), которая позволяет оптимизировать логистическую инфраструктуру: принимать решения об открытии новых логистических центров, реконструкции или закрытии старых объектов, а также о повышении эффективности и снижении затрат в целом на цепочки поставок по стране. С использованием модели стратегического планирования была рассчитана экономическая эффективность для 11 новых распределительных центров за последние 1,5 года. Для каждого региона снижение суммарных затрат на транспорт и склад составляет 2-5%.
Модель планирования на стратегическом горизонте была доработана, повысилась скорость обработки данных и поиска оптимального решения. Теперь можно получить результат за 1,5-3 часа, что позволяет проанализировать большое количество сценариев и вариантов развития в зависимости от различных значений исходных предпосылок, проверить чувствительность результата к изменениям тарифов, прогнозу продаж и прочим параметрам. В рамках пилота совместно с «Корус Консалтинг» были просчитаны сценарии развития цепочек поставок и логистической инфраструктуры для региона «Волга», что позволило найти эффективные решения и подготовить экономические обоснования по новым инвестиционным проектам в логистике.