Только 6% российских компаний сегодня страхуют киберриски и еще 21% планируют воспользоваться этой услугой, которая стала набирать популярность в 2017 году после эпидемии вирусов-вымогателей. Часть компаний считает, что наличие страховки поможет быстрее восстановиться после реализованной атаки и сделает компанию более защищенной. Остальные пока не готовы внедрять услугу – в основном из-за отсутствия бюджета на нее.
Как показало исследование, проведенное «РТК-Солар», сейчас киберриски страхуются, как правило, крупными организациями, обладающими значительными бюджетами и распределенной ИТ-инфраструктурой. Почти две трети респондентов, уже работающих с услугой, – это представители ИТ и финансов, то есть наиболее цифровизированных сфер. При этом в традиционно консервативных отраслях тоже есть такие компании. Так, 16% респондентов, использующих услугу, приходится на нефтегазовую и электроэнергетическую промышленность, и столько же на органы власти.
Киберстраховка делает компанию более защищенной – так считают 61% тех, кто заинтересован в услуге (уже используют или планируют). То, что выплата поможет быстрее восстановиться после инцидента, уверены 36% респондентов. Также 67% опрошенных считают, что их компания после внедрения киберстрахования стала гораздо привлекательнее для клиентов и партнеров.
Респондентов, которые пока не планируют страховать киберриски, большинство. Основным барьером такие компании называют отсутствие бюджета на эту услугу и ее высокую стоимость. Более того, почти 70% опрошенных в принципе не готовы заложить страхование в расходы на ИБ. На финансовые аспекты указывают в основном представители малого и среднего бизнеса. Для крупных компаний ключевой проблемой оказалось непонимание руководством необходимости подобной страховки. Среди других причин отказа – внутренние регламенты компаний и непонимание ценности услуги для бизнеса.
Примечательно, что 9% опрошенных признались, что на момент наступления киберинцидента пожалели, что у них не был оформлен киберполис, благодаря которому они могли бы восстановиться гораздо быстрее.
Как отмечают в «РТК-Солар», интерес к страхованию киберрисков со стороны организаций все-таки есть. Но существует определенное недоверие к относительно новой для рынка услуге и нежелание тратить бюджет на инструмент, выгода которого непонятна. Треть опрошенных компаний считают, что приобретение услуги страхования должно увеличивать траты на ИБ не более чем на 10%. Заложить в бюджет дополнительные 20% готовы лишь 15% компаний.