По данным исследования, проведенного компанией «Код безопасности», в настоящее время во всех компаниях – вне зависимости от масштабов их бизнеса – стремление к использованию российских ИБ-продуктов отчетливо заметно. Причем тенденция к росту применения таких решений ярче всего видна у крупных игроков, а наибольшая доля использования российских продуктов наблюдается среди небольших организаций.
В ИБ-портфеле всех представленных отраслей, кроме топливно-энергетического комплекса, доля российских решений составляет более 50%. За два года реализации программ импортозамещения российские организации нарастили долю отечественных систем в структуре потребления ИБ-решений. Это произошло в 15% госструктур, 10% компаний ТЭК, у 13% телеком-игроков и 28% организаций сферы образования и здравоохранения. На текущий момент лидирующие позиции по закупкам только российских ИБ-решений занимают телекоммуникационная отрасль (46%), образование (42%) и госсектор (39%).
Исследование показало, что наиболее зрелыми российские заказчики считают классические инфраструктурные ИБ-продукты, которые являются «первой стеной безопасности» в любой организации: антивирусы, средства защиты от несанкционированного доступа, межсетевые экраны, VPN-решения, системы обнаружения вторжений. Примечательно, что на эти же классы систем пришелся и наибольший рост закупок в условиях импортозамещения. А вот появившиеся недавно на рынке средства защиты пока не вызывают такого доверия у организаций: продукты, защищающие от целенаправленных атак, Threat Intelligence, IDM, SIEM и др. респонденты посчитали менее зрелыми, и им принадлежит минимальная доля в бюджетах на российские ИБ-продукты. Такие результаты свидетельствуют о том, что рынок информационной безопасности пока не насыщен, и в первую очередь востребованы базовые решения. По мере насыщения будет формироваться спрос на те продукты, которые заказчики пока не считают зрелыми и необходимыми для приобретения в первую очередь.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что повысилось доверие к российским средствам защиты. Например, 15% опрошенных (против 4% в 2014 году) считают, что отечественные решения лучше адаптированы к потребностям российского бизнеса. Также респонденты гораздо реже стали отмечать, что приобретают российские ИБ-продукты исключительно по причине их более низкой стоимости.