Свежий опрос '2021 Gartner Board of Directors' показал, что 69% советов директоров ускорили реализацию своих цифровых бизнес-инициатив в ответ на эпидемию COVID-19 и сегодня продвигаются вперед в этом вопросе быстрее, чем до начала пандемии. 78% заявили, что коронакризис превратит аналитику в одну из наиболее востребованных технологий.
«Директора по цифровизации (Chief Digital Officer) и директора по данным (Chief Data Officer) играют ключевую роль в ускорении цифровизации бизнеса и реализации инициатив, имеющих своей целью построение организации, управляемой данными, – отмечает вице-президент Gartner по исследованиям Майк Роллингз. – Некоторые организации не могут позволить себе роскошь иметь сразу двух таких руководителей такого плана, однако недостаточное внимание к одной из ключевых ролей со стороны руководства может подорвать и другую».
После наступления кризиса COVID-19 спрос на данные и аналитику не просто вырос: изменилась настоятельная потребность в усилении цифровой трансформации. «Успех усилий в обоих этих направлениях взаимосвязан – цифровой бизнес не может существовать как без данных, так и без аналитики», – указывает Роллингз.
Каждая цифровая стратегия связана с тем, как организовано ведение цифрового бизнеса и каким образом ресурсы данных и аналитики используются для максимального усиления экономического эффекта. Совокупные повышенные ожидания оказывают дополнительное давление на директоров по цифровизации, которые несут ответственность за инициирование и руководство цифровыми бизнес-инициативами. Кроме того, они подчеркивают ответственность директоров по данным за максимальное увеличение экономической ценности ресурсов данных и анализа.
Директора по цифровизации и директора по данным есть не во всех компаниях, но обе эти позиции имеют важнейшее значение для успеха организации. (Не стоит путать эти роли, хотя у них одна и та же аббревиатура, CDO. — Прим. ред.) Организации без одной или обеих этих ролей должны понимать критически важное значение данных и аналитики для успеха их цифрового бизнеса и стремиться наполнить свои цифровые устремления данными и анализом. Директора по цифровизации являются инициаторами изменений, делающих их роль более преходящей, но принятие на себя обязанностей директора по данным может способствовать увеличению долговечности их роли в компании.
И наоборот, в организациях, где нет директора по цифровизации, именно директор по данным должен взять на себя ответственность за цифровые инициативы. «Пришло время отказаться от традиционных представлений о данных и аналитике, согласно которым они служат лишь ответом на потребности бизнеса, не выступая в роли катализатора, – подчеркивает Роллингз. – Или же это просто служба поддержки, которая только доставляет ресурсы целевой аудитории, не расширяя компетенций компании». Директор по данным должен оказывать влияние на реализацию корпоративной стратегии бизнеса за счет мышления, подкрепленного данными и аналитикой.
Руководство процессом цифровой трансформации называется одним из главных ожиданий и требований, предъявляемых к директору по данным, и укрепляет роль данных и анализа в цифровой трансформации бизнеса. «Роль директора по данным либо будет расти, если он обеспечивает трансформацию бизнеса, либо уменьшаться при его ориентации исключительно на решение тактических вопросов и оперативную реакцию», – добавляет Роллингз.