Успешная работа пиццерий зависит от множества факторов. В число ключевых входит правильное планирование и заказ необходимых ингредиентов. Раньше каждая пиццерия самостоятельно определяла объем закупок продуктов. Расчет необходимого количества ингредиентов управляющие делали в простых таблицах, либо формировали заказ приблизительно. Из-за отсутствия единого алгоритма и ПО управляющие тратили на расчеты и размещение заказов до 4-5 часов в неделю. Расчет необходимого количества ингредиентов делался в простых таблицах либо формировался приблизительно. Часто возникали ситуации как с перезакупкой, так и нехваткой ингредиентов. Кроме того, возникали сложности из-за сбоев работы почты и интернета, недостатка опыта у сотрудников новых пиццерий, ошибками из-за человеческого фактора.
Ошибки с заказом ингредиентов ухудшали клиентский опыт и уменьшали выручку. «Додо пицца» нуждалась в централизованной системе, которая позволила бы упростить прогнозирование расхода ингредиентов, исходя из спроса на позиции меню в каждом конкретном ресторане.
Решением стала разработка интеллектуальной предиктивной системы, которая учитывает такие факторы, как различные тренды в данных (например, рост спроса по мере потепления весной), календарь праздников, маркетинговую деятельность компании, местные события и многие другие. Система интегрирована с платформой Dodo IS, которая объединяет инструменты для управления всеми бизнес-процессами ресторана в удобном едином интерфейсе.
Теперь список необходимых для заказа ингредиентов управляющий ресторана может получить за две минуты. Внедрение позволило значительно уменьшить загруженность команды ресторана, а также повысить точность прогнозирования закупок ингредиентов на 18%. Суммарную экономию от масштабирования решения «Додо пицца» оценивает в сумму до 4,5 млн руб. в месяц, учитывая сокращение прямых потерь и уменьшение числа срочных довозов, требующихся при недостатке заказанных ингредиентов. Таким образом, компания планирует экономить до 54 млн руб. ежегодно.
Как отмечает Евгений Леонтьев, руководитель направления логистики Dodo Brands, автоматизированный процесс расчета заказа сокращает трудозатраты управляющих пиццерий (в масштабах сети это экономия до 1,1 млн руб. в месяц), а также снижает нагрузку на логистическую систему. Но самое главное, что использование алгоритма повышает точность прогнозирования, а значит снижает потери выручки.
Система была разработана компанией Crayon в сотрудничестве с ИТ-командой Dodo Brands на базе решения Microsoft Azure ML, которое использовалось для анализа данных, выбора фреймворков и тренировки тестовых моделей. Также для ускорения вычислений был использован сервис Azure Databricks.
Следующий этап проекта будет включать дальнейшее развертывание системы на сеть ресторанов, а также интеграцию ее с системами поставщиков ингредиентов. Авторасчет заказа может быть масштабирован и применен для всех стран и концепций Dodo Brands. Также компании планируют совместную разработку и других моделей прогнозирования, например, для запуска новых продуктов, реализации маркетинговых кампаний, планирования локальных событий.