Вестник цифровой трансформации

Как Интернет вещей меняет розничную торговлю
Как Интернет вещей меняет розничную торговлю




Розничная торговля больше не будет прежней благодаря Интернету вещей и его сети, связывающей в единую экосистему компьютеры, смартфоны, магазины, автомобили

13:52 10.08.2016 (обновлено: 10:27 16.08.2016)  |  Шарон Годин | Розничная торговля больше не будет прежней благодаря Интернету вещей и его сети, связывающей в единую экосистему компьютеры, смартфоны, магазины, автомобили5603 просмотров



Розничная торговля еще только начинает свой путь в мир Интернета вещей. И на этом этапе важно понимать, что Интернет вещей – это не только датчики и средства связи. Речь идет о повышении эффективности бизнеса, изменении поведения покупателей, создании новых потоков дохода и бизнес-моделей.

Большинство крупных компаний уже используют технологии Интернета вещей или планируют делать это в ближайшее время. Таковы результаты опроса Forrester Research «2015 Global Business Technographics Networks and Telecommunications Survey». Предприятия надеются собрать данные, которые помогут им повысить эффективность своей деятельности, улучшить обслуживание клиентов и найти новые способы ведения бизнеса.

Технологии Интернета вещей уже перестроили розничную торговлю и совершили в ней настоящую революцию, привнесли новые возможности в обслуживание клиентов, функционирование цепочек поставок и каналов продаж, открыли новые многообещающие направления. «Умные» полки, самостоятельно определяющие сокращение выставленного на них ассортимента, датчики RFID, отслеживающие прохождение товаров по цепочке поставок, системы, посылающие персонализированные цифровые купоны покупателям, которые входят в магазин, и датчики, контролирующие состояние скоропортящихся продуктов, – всё это дает предприятиям розничной торговли конкурентные преимущества.

Изменение потребительского поведения, вызванное Интернетом вещей

Современные потребители привыкли к тому, что им теперь одинаково просто приобрести интересующие их товары по любому каналу, будь то обычный магазин, сайт электронной коммерции, мобильное приложение или даже телефонный звонок с клиентского сервиса. «Технологии Интернета вещей предлагают фактически неограниченные возможности трансформации поведения розничных покупателей, – указала Наваки Навьяр, руководитель направления IoT and Innovation Go to Market в SAP. – Мы работаем со многими организациями розничной торговли, пытаясь переосмыслить свое представление о подключенном магазине. Здесь применяются самые разные новшества, начиная от электронных ярлыков на полках с динамическим ценообразованием и самопроверкой посредством смартфонов и заканчивая интерактивными цифровыми вывесками, которые самостоятельно распознают, кто перед ними стоит, и в зависимости от этого подстраивают свои предложения. Ожидается, что в ближайшие несколько лет соответствующие технологии будут развиваться очень быстро и полностью изменят поведение потребителей».

Одной из таких технологий должны стать сети Wi-Fi с дальним радиусом действия и низким энергопотреблением. «Что касается взаимодействия с клиентами, то Wi-Fi и другие решения, используемые в помещениях, позволят розничной торговле рационально интегрировать Интернет вещей в магазины, – указал Дэн Митчелл, консультант SAS по взаимодействию с представителями отрасли розничных продаж. – Расширится число способов, призванных повлиять на поведение потребителей при условии сохранения необходимой конфиденциальности. Мы сможем лучше понять истинную ценность данных, собираемых датчиками, и подходить к выкладке товаров и маркетинговым мероприятиям уже с их учетом».

Оптимизация цепочек поставок

«Наряду с появившимися революционными клиентскими приложениями Интернет вещей должен сыграть важную роль в управлении цепочками поставок и доставкой товаров, – считает Джин Войцеховски, бывший ИТ-директор Walmart.com, а ныне исполняющий обязанности директора ИТ-службы компании Newgistics, которая поставляет решения электронной коммерции ведущим представителям розничной торговли. – В розничной продаже важны детали. Нужно хорошо понимать мельчайшие нюансы и соответствующим образом корректировать свои предложения. Снабжение актуальной информацией играет здесь важнейшую роль, а Интернет вещей помогает оперативно получать необходимые данные».

Технологии Интернета вещей дают возможность не только лучше владеть ситуацией (контролируя сроки доставки товара с точностью до десяти минут), но и избегать потерь, учитывая при выстраивании цепочек поставок факторы окружающей среды (например, температуру). Повреждения или порча товаров фиксируются с указанием точного времени и местоположения, что помогает выявлять виновных.

«Автоматизация и оптимизация цепочек поставок – это одна из ключевых областей применения Интернета вещей в розничной торговле, – добавила Навьяр. – Конечно, все знают, что шоколад хорош ко дню святого Валентина, а пиво – к просмотру финального матча, но нужно управлять еще и непредвиденными всплесками спроса. Чтобы товар появился на полках именно в нужный момент, требуется система управления цепочками поставок, использующая технологии Интернета вещей, наличие необходимых датчиков на магазинных полках, а также складскую систему, автоматически формирующую заказы, если снизились запасы».

Метки RFID и датчики приобретают важнейшее значение для оперативного отслеживания товарных запасов. Используя технологии RFID, организации розничной торговли могут повысить точность учета, уменьшить вероятность возникновения дефицита и существенно снизить потери. Все это ведет к повышению рентабельности продаж. Зная состояние запасов в реальном времени, можно оперативно принимать меры, помогающие более полно удовлетворить потребности покупателей.

Насущные задачи и перспективы

«Для бизнеса в целом основная трудность в эпоху Интернета вещей связана со стремительным ростом масштабов и разнообразия технологий, которые могут использоваться в подключенных экосистемах, – отметил Митчелл. – Обеспечить сохранность инвестиций в условиях постоянных изменений очень сложно».

Компаниям же, занимающимся розничной торговлей, приходится думать о том, как управлять потоками данных, как анализировать и обрабатывать сведения, поступающие со всех подключенных устройств. Уже сам по себе сбор таких огромных объемов данных представляет собой непростую задачу. А ведь нужно еще очистить их и преобразовать в полезную информацию.

Для быстрой и точной оценки поведения покупателей необходима высокопроизводительная аналитическая система, позволяющая отделять полезные сигналы от шума. Ее нужно интегрировать с системой принятия решений, обеспечив персонализацию предложений в магазине с соответствующим перемещением запасов на складе.

Настоящие преобразования начинаются там, где вы выходите за пределы четырех стен магазина и начинаете разрабатывать всеобъемлющую стратегию интеграции Интернета вещей с вашей сетью клиентов, поставщиков, активов и расширяемой экосистемой.

– Sharon Goldman. How the Internet of Things is revolutionizing retail. CIO. July 25, 2016

Теги: Интернет вещей Цифровая трансформация

На ту же тему: