Вестник цифровой трансформации

Число сбоев в работе ИТ-систем выросло на 22%
Число сбоев в работе ИТ-систем выросло на 22%




11:57 24.01.2025  |  729 просмотров



Более 60% компаний столкнулись с прямыми финансовыми потерями из-за сбоев по итогам 2024 года.

Сбои в работе ИТ-систем стали одной из ключевых проблем российского бизнеса в прошлом году. Аналитики «Монк Диджитал Лаб», специализирующейся на корпоративном ИТ-мониторинге, провели комплексное исследование сбоев в российских компаниях по итогам 2024 года. По данным экспертов, общее количество сбоев в работе информационных систем и оборудования российских предприятий в различных отраслях выросло в 2024 году на 22% по сравнению с 2023 годом. Необходимо отметить, что с серьезными инцидентами, затрагивающими критически важные сервисы и влияющими на ключевые бизнес-процессы, столкнулись 93% организаций.

Наиболее пострадавшими отраслями, где было выявлено наибольшее количество сбоев, стали телеком-сфера (26% от общего количества сбоев), ретейл (22%) и производственная отрасль (17%). Сбои в остальных отраслях занимают 35% от общего числа инцидентов. Телеком, ретейл и производственная сфера являются одними из важнейших отраслей в российской экономике, и сбои в этих индустриях могут иметь крайне негативные последствия. Сбои в ИТ-системах телеком-компаний могут привести к проблемам со связью у многих организаций, навредив бизнесу. Сбои в ретейле напрямую влияют на доступность товаров для потребителей. Сбои на промышленных предприятиях приводят к остановке производственных линий и в дальнейшем к экономическим сложностям.

В своем исследовании эксперты подчеркивают, что основной причиной роста сбоев по-прежнему является использование устаревшего оборудования и ПО без должной поддержки и обновлений. Именно по этой причине произошло около 20% зарегистрированных инцидентов. Уход зарубежных вендоров с российского рынка оставил российские компании без регулярных апдейтов и технической помощи, а попытки заменить иностранные продукты самописными инструментами или непроверенными системами создали много новых проблем.

Аналитики смогли определить отрасли, в которых рост числа сбоев в 2024 году был наиболее существенным. В исследовании указано, что количество сбоев в финансовой отрасли в 2024 году увеличилось на 36% по сравнению с 2023 годом, что является на данный момент рекордным показателем на рынке. Количество сбоев в прошлом году в энергетической сфере выросло на 18%, а в логистической отрасли – на 14%. Рост сбоев тесно связан с отсутствием технической поддержки зарубежных решений и недостаточным тестированием внедряемых продуктов.

В рамках исследования удалось выявить, что средняя продолжительность простоя в российских компаниях в 2024 году составила четыре часа. Она выросла на 20% по сравнению с 2023 годом. Рост продолжительности сбоев связан с тем, что устранение проблем без внешней поддержки или при недостатке квалифицированного персонала требует больше времени.

Длительные простои могут привести к серьезным последствиям для бизнеса. В рамках исследования компании обозначены основные последствия, с которыми столкнулся российский бизнес в прошлом году. По результатам опросов, среди главных последствий сбоев 65% организаций отметили потерю доверия со стороны потребителей, 57% сообщили об ущербе для репутации бренда, а около 60% компаний зафиксировали прямые финансовые потери. В денежном выражении один значимый инцидент простоя обошелся российским организациям в среднем в 2 млн руб.

Тяжелые сбои, приводящие к длительному параличу всех ключевых систем, составили 12% всех случаев. Серьезными признаны 28% инцидентов, ощутимыми – 36%, а незначительными – порядка 24%. Таким образом, более половины сбоев (тяжелые, серьезные, ощутимые) значительно влияли на деятельность компаний, вынуждая их срочно принимать меры.

Теги: Автоматизация предприятий Информационная безопасность