Вестник цифровой трансформации

ТПХ «Русклимат»: развитие мастер-данных повышает онлайн-продажи
ТПХ «Русклимат»: развитие мастер-данных повышает онлайн-продажи

Игорь Татаренко: «К сожалению, в мировоззрении и политике марктеплейсов нет производителя как ответственного за качество информации. Часто за информацию отвечает продавец, который завел карточку, но не имеет к товару прямого отношения и ничего про него не знает. В идеале производитель должен сам заводить на площадке всю матрицу своих продуктов, следить за достоверностью и широтой информации о них. Мы стали первопроходцем в этом направлении и с каждой из ключевых площадок начали индивидуальную работу»


15:20 25.01.2023  |  Николай Смирнов | 1350 просмотров



Номинант на премию Data Award 2022 Игорь Татаренко, директор департамента «Мастер-дата» ТПХ «Русклимат», – о централизации управления мастер-данными, способной не только повысить продажи, но и выполнять просветительскую роль, помогая развитию рынка климатического оборудования.

Весной 2022 года торгово-производственный холдинг «Русклимат» запустил проект по модернизации и централизации управления данными о продуктах, которые он выпускает и продает. Этот шаг был призван значительно повысить качество контента и мастер-данных, которые размещаются на всех внешних торговых площадках. Кроме задач представления информации вовне, проект был направлен и на структуризацию внутренних процессов в области управления данными.

Ожидается, что наведение порядка в данных, предоставляемых внешним потребителям, не только повысит продажи, но и будет способствовать развитию рынка климатического оборудования. О реализации проекта, его проблемах и достигнутых результатах рассказал Игорь Татаренко, директор департамента «Мастер-дата» ТПХ «Русклимат» и номинант на премию Data Award 2023.

- Почему был начат проект? Какие для этого были предпосылки, какие проблемы требовалось решить?

Необходимость назрела давно, когда стало понятно, что информация о продуктах и товарных категориях на маркетплейсах и онлайн-витринах не отвечает современным потребностям продавцов и покупателей, а неточности, ошибки и разночтения приводят к дезинформации. Очевидно, что главная цель проекта — это увеличение объема продаж и вклад в общее развитие рынка климатической техники в нашей стране в целом, в частности, через онлайн-продажи.

Мы начали с анализа всех внутренних процессов, источников информации, потребителей контента и мастер-данных, качества и достоверности описаний и характеристик. Внутри холдинга началось обновление информационной системы, так как для предоставления полных и корректных данных о продукте вовне необходимо детально проверить все во внутренней системе.

- Как наведение порядка в данных способно помочь продвижению оборудования на рынке и росту продаж?

Современная торговля и требования клиентов неминуемо связаны с увеличением данных о товарах. Чем больше информации о продукте, тем выше вероятность, что о нем узнают клиенты, и это, конечно, положительно скажется на продажах.

Очевидно, что для выпуска на рынок продукта и продажи его через разнообразные каналы, вам самим нужно иметь информацию о нем в полном объеме и сделать ее доступной для всех внутренних подразделений, причем задолго до старта продаж. Если у отдела продаж нет всех необходимых данных о товаре или их получение требует значительных ресурсов, это негативно сказывается на продажах.

Сейчас расширенная и точная информация о товаре – это то, без чего невозможно представить продажи в федеральных торговых сетях и на онлайн-площадках. Последние находятся в стадии активного роста, и являются новым направлением для всех производителей.

- Какие работы были проведены в рамках проекта?

Я уже упомянул про первый шаг – обновление собственной информационной системы ТПХ «Русклимат». Все учетно-логистические данные товаров были полностью централизованы, проверены, приведены к единой схеме и защищены от несанкционированных изменений. Любые добавления или удаления возможны только специалистами департамента «Мастер-дата».

С информацией о продуктах процесс оказался более сложным и трудозатратным и начался с обновления набора технических характеристик товарных категорий. Были созданы универсальные информационные модели, которые учитывали все параметры приборов, тренды, технологии и современные функции, пожелания различных подразделений холдинга и требования абсолютно всех ключевых клиентов, федеральных сетей, маркетплейсов и онлайн-витрин. В итоге, по каждой товарной категории получился максимально полный набор характеристик, готовый для заведения товара на любую торговую площадку.

С изображениями товаров, документами и видео произошли аналогичные изменения. Мы перешли на формат фото, который устраивал абсолютно всех клиентов, изображений стало много, появились гайдлайны категорий, все нужные клиентам документы – сертификаты, инструкции и т.д.

Уже в конце весны мы вышли на внешние площадки и напрямую, с их отделами контента и мастер-данных, начали поэтапную работу по улучшению контента.

Процесс состоял из трех основных этапов. Первым из них стала подготовка рекомендаций по обновлению информационных моделей, фильтров, категорий, где ТПХ «Русклимат» делился своим огромным опытом в актуальных и ценообразующих в характеристиках в области климатической техники. Далее следовала сверка мастер-данных и синхронизация ассортимента площадки с нашей информационной системой, исправление данных, удаление дублей и т.д. Наконец, была проведена полная перезаливка всего контента, группировка товаров между собой и многое другое.

- Когда и какими силами реализовывался проект?

Основная нагрузка легла на сотрудников нашего департамента, хотя, конечно, не обошлось без активного участия ИТ и менеджеров по продуктам.

- Что оказалось самым сложным?

Любые изменения всегда сложны, а когда вы меняете не только процессы, но и сам подход к данным, конечно, это вызывает множество разных вопросов. Кроме этого, важным фактором оказывается готовность ИТ-инфраструктуры. Иногда даже простой вопрос и несложная доработка, тянет за собой множество различных изменений, интеграций и т.д. Бывает и так, что даже очевидные изменения могут негативно отразиться на работе совершенно других систем.

- Работа по переработке информации была масштабной. Она проводилась вручную или использовались какие-либо средства автоматизации?

В основном, это ручная проработка. Зачастую оказывается проще, быстрее и эффективнее собрать и залить данные заново, чем анализировать расхождения с текущей информацией. В частности, когда работа ведется с пакетами данных сразу по нескольким товарам. Например, карточки тепловентиляторов одной модели, но разных цветов, которые должны отличаться только цветом, наименованием и штрих-кодом, проверять поодиночке бессмысленно.

- Насколько были заинтересованы в этом проекте «внешние силы» – маркетплейсы, онлайн-площадки и т.п.? Они были готовы помогать или скорее мешали? И вообще, как выстраивались отношения с ними в рамках проекта?

Это больная тема. К сожалению, в мировоззрении и политике марктеплейсов нет производителя как ответственного за качество информации. Часто за информацию отвечает продавец, который завел карточку, но не имеет к товару прямого отношения и ничего про него не знает. В идеале производитель должен сам заводить на площадке всю матрицу своих продуктов, следить за достоверностью и широтой информации о них. Мы стали первопроходцем в этом направлении и с каждой из ключевых площадок начали индивидуальную работу.

Сегодня мы работаем напрямую с отделами контента торговых площадок, вносим много инициатив, предоставляем все данные, находим новые направления развития. Конечно, все это проходит сложно и медленно. Но у нас уже есть хорошие результаты, и главное – маркетплейсы сами видят рост продаж за счет наведения порядка и улучшения качества данных и контента.

- Каких результатов удалось достичь?

Наш опыт успешного взаимодействия с Ozon уже приносит первые результаты. Пилотными товарными категориями совместного проекта стали кондиционеры и водонагреватели. По данным Ozon за девять месяцев 2022 года эти категории товаров показали рост штучных продаж к аналогичному периоду предыдущего года в 3 раза и в 2,7 раза соответственно. В целом продажи климатической техники на маркетплейсе выросли на 71%. Считаем это хорошим показателем.

- А какие эффекты ожидаются в дальнейшем, на что еще рассчитываете?

Первый год был стартовым, и очень много времени ушло на налаживание связей, понимания, кто как работает и какие данные нужны. Сейчас процесс взаимодействия отработан, и мы будем расширять товарные категории. По нашей просьбе на ряде площадок появится личный кабинет производителя, и мы сможем самостоятельно вносить новые данные и изменения в информацию о своих продуктах.

- Планируется ли дальнейшее развитие проекта, а если да, то в каком направлении?

Важно автоматизировать процессы работы, внедрять новые сервисы по управлению ассортиментом брендов и многое другое.

Одна из наших целей – донести до маркетплейсов, что ТПХ «Русклимат» не единственный производитель и аналогичная работа необходима в отношении всех товарных категорий продуктов из разных отраслей. Это положительно изменит сами торговые площадки, даст больше возможностей и им, и производителям, и продавцам, и, конечно, покупателям.

- Какова роль этого проекта в развитии рынка в целом?

К сожалению, климатическая техника не очень хорошо развита в России. У потребителя часто нет даже базовой информации о том, как повысить комфорт у себя дома, какие бывают приборы и их функции. Если о существовании масляных радиаторов, водонагревателей и иногда даже кондиционеров знают все, то про приточную вентиляцию или систему умного дома – как правило, нет.

Одна из наших главных целей – это развитие отрасли климатической техники в целом. Мы хотим донести до потребителей, что она давно изменилась. Появилось множество новых приборов, все управляется дистанционно и обладает множеством различных современных и очень удобных функций по доступной цене. Кондиционер, приточная вентиляция, водонагреватель в каждом доме – не какое-то чудо, а такие же привычные приборы, как холодильник, стиральная машина и плита.

 

Теги: Data Award