Вестник цифровой трансформации

Компании хотят усилить человека с помощью генеративного ИИ
Компании хотят усилить человека с помощью генеративного ИИ




11:51 21.11.2025  |  420 просмотров



Сбер провел исследование о том, как генеративный искусственный интеллект меняет российский рынок труда. Компании движутся от автоматизации к аугментации – хотят не заменить человека, а усилить его навыки.

Развитие генеративного искусственного интеллекта (GenAI) уже задает тренды на российском рынке труда, меняет логику профессий и процессы в компаниях. Сейчас GenAI влияет на 40% задач соискателей.

По данным исследования, уровень безработицы в России сократился до 2,1% (это рекордный минимум), зарплаты растут примерно на 16% год к году, при этом компетенции обновляются быстрее. Востребованность навыков GenAI растет повсеместно. От соискателей ожидают умения работать с GenAI во все большем количестве направлений — это маркетинг, дизайн, аналитика, контент-менеджмент, обучение, работа с маркетплейсами. Компании ищут специалистов, которые умеют создавать продвинутые промпты и добиваться от нейросетей качественных результатов.

41% вакансий на российском рынке исследователи отнесли к высокоавтоматизируемым с помощью GenAI. Это означает, что в этих вакансиях есть большой процент алгоритмизируемых задач. При этом наблюдается важный тренд: сдвиг от автоматизации к аугментации — компании не хотят заменить человека искусственным интеллектом, а намерены усилить его навыки благодаря GenAI. Это меняет и требования к кадрам: ценится способность работать в связке «человек + GenAI», а не набор отдельных технических навыков.

По прогнозам аналитиков Сбера, самой востребованной компетенцией ближайших лет станет умение интегрировать GenAI в свою работу. Владение GenAI станет условием профессиональной состоятельности для многих профессий. Поэтому компаниям придется переосмыслить структуру вакансий, определить, какие задачи автоматизировать, а какие — усиливать. Сильная корпоративная культура и обучение сотрудников навыкам работы с GenAI становятся обязательными успешного бизнеса. Ближайшие три года определят разрыв между компаниями, которые интегрировали GenAI, и теми, кто проигнорировал этот тренд.

Теги: Автоматизация предприятий Генеративный ИИ